Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.05.2013 по делу N А12-4365/2012 "О прекращении производства по делу"



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу № А12-4365/2012

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Резолютивная часть определения объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст определения изготовлен 24 мая 2013 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Стрельниковой Н.В., судей Масловой И.И., Смагоринской Е.Б. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области к администрации г. Волгограда (ИНН: 3444059139, ОГРН: 1023403433822) о признании нормативного правового акта недействующим в части, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН: 3444051210, ОГРН: 1023403460596), департамента городского хозяйства администрации Волгограда, закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" (ИНН: 3443033890, ОГРН: 1023402986804), общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память", общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память"
при участии в судебном заседании:
от заявителя - С.А., служебное удостоверение;
от ответчика - З.А., доверенность <...>;
от УФАС по Волгоградской области - М.С., доверенность <...>;
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" - К.Ж., доверенность <...>;
от закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" - Р.А., доверенность <...>;
от департамента городского хозяйства администрации Волгограда - К.В., доверенность <...>;
от ООО "Совместное предприятие "Память" - не явился, извещен

установил:

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации Волгограда о признании недействующим пункта 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, как несоответствующих части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также о признании недействующими пункта 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, в части слов "определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации", а также пункта 4.6 данного Положения, в части слов "и провести новый конкурс", как несоответствующих части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, департамент городского хозяйства администрации Волгограда, закрытое акционерное общество "Ритуальное предприятие "Память", общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память", общество с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействительным пункта 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, как несоответствующих части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также о признании недействительным пункта 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, в части слов "определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации", а также пункта 4.6 данного Положения, в части слов "и провести новый конкурс", как несоответствующих части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" отказано.
Определением от 16.10.2012 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд прекратил производство по апелляционной жалобе прокурора на решение суда первой инстанции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2013 г. решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 по делу № А12-4365/2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении дела третье лицо ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" заявило ходатайство о прекращении производства по делу на основании, предусмотренном частью 7 статьи 194 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ, пунктом 11 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Ходатайство ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" мотивированно обстоятельствами рассмотрения Арбитражным судом Волгоградской области в 2005 г. дела № А12-2736/05-С45 о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 в порядке, предусмотренном главой 23 АПК РФ. В рамках которого заявителем оспаривалось, в том числе, постановление администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" и постановление администрации Волгограда от 28.04.2003 № 505 "О похоронном деле в Волгограде". Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2005 года по делу А12-2736/05-С45 вступило в законную силу 21.10.2005 в силу ч. 4 ст. 195 АПК РФ.
Прокуратура Волгоградской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области возражали против удовлетворения ходатайства ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", полагая, что с момента вступления в законную силу решения суда от 21.10.2005 по делу № А12-2736/05-С45 постановление администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 не однократно изменилось, в резолютивной части решения суда от 21.10.2005 нет указания на признание постановления от 22.07.2002 № 833 соответствующим Федеральному закону "О погребении и похоронном деле".
Представители администрации г. Волгограда, департамента городского хозяйства администрации Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" с заявленным ходатайством согласились, считают что по указанным основаниям дело подлежит прекращению.
Рассмотрев заявленное ходатайство, изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и оценив их доводы, арбитражный суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено из представленных ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" оригиналов документов в январе 2005 г. общество с ограниченной ответственностью "Талан-центр" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании постановления и.о. главы администрации г. Волгограда В.Г. от 12.09.2002 № 1107 "О результатах конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в г. Волгограде", признании других нормативных правовых актов, основанных на постановлении и.о. главы администрации г. Волгограда В.Г. от 12.09.2002 № 1107 или воспроизводящих его содержание, недействительными.
В последующем общество "Талан-центр" уточнило заявленные требования по делу № А12-2736/05-С45 и просило признать постановление администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" и постановление от 28.04.2003 № 505 "О похоронном деле в Волгограде" недействительными, поскольку их содержание противоречит статье 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Данное обстоятельство подтверждается дополнением к заявлению общества с ограниченной ответственностью "Талан-центр" от 09 марта 2005 г.
Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда в рамках дела № А12-2736/05-С45 был представлен отзыв на заявление ООО "Талан-центр", из которого следует, что порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" не установлен, данный закон непосредственно не устанавливает организационно-правовую форму специализированной службы, в виду чего орган местного самоуправления вправе провести конкурс на право получения статуса специализированной службы. Исходя из этого, главой администрации Волгограда и было принято 22.07.2002 постановление № 833.
Представленные ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" документы по делу № А12-2736/05-С45 свидетельствуют о рассмотрении в 2005 г. Арбитражным судом Волгоградской области вопроса о соответствии постановления администрации Волгограда № 833 Федеральному закону "О погребении и похоронном деле", в том числе и в части законности избранной администрацией Волгограда методики создания специализированных служб по вопросам похоронного дела (порядок создания).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-2736/05-С45 от 21.10.2005 в удовлетворении заявленных требований ООО "Талан-центр" было отказано.
Текст решения от 21.10.2005, и иные процессуальные документы по делу (отзыв департамента) указывает на то, что дело было рассмотрено в порядке главы 23 АПК РФ, поскольку в качестве норм процессуального права, на которые ссылался суд при вынесении решения, указывается статьи 192 и 195 АПК РФ. Мотивировочная часть решения суда указывает также и на то обстоятельство, что суд проверял на соответствие Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" (статья 25) постановление администрации г. Волгограда № 833 от 22.07.2002. Рассматривая требования ООО "Талан-центр" суд пришел к выводу, что при принятии постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" исполнительный орган местного самоуправления - администрация Волгограда действовала в рамках действующего законодательства РФ.
Данное решение вступило в законную силу 21.10.2005, то есть немедленно, как на то указывает часть 4 статьи 195 АПК РФ.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является соответствие отдельных положений (пункт 1.2. и пункты 1.1., 4.6. Положения о статусе специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде) постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, которое уже было проверено на предмет его законности Арбитражным судом Волгоградской области в 2005 г. в рамках дела № А12-2736/05-С45, в том числе, и на соответствие требованиям Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
Оспариваемые прокуратурой Волгоградской области отдельные положения постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 определяют методику создания специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде и не затрагивают иных положений постановления № 833.
При таких обстоятельствах, повторное рассмотрение вопроса о соответствии постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, в том числе и в части методики создания специализированных служб администрацией Волгограда, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не допустимо в силу прямого запрета, установленного части 7 статьи 194 АПК РФ.
Анализ изменений, внесенных в постановление администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 после 21.10.2005, показывает, что оспариваемые прокуратурой Волгоградской области положения пункта 1.2. постановления и положения пункта 1.1. Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде не изменились.
Содержание пункта 4.6. Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, хотя и было изменено в результате принятия администрацией Волгограда постановления от 14.11.2006 № 3025 (возложение обязанности по проведению нового конкурса в случае лишения статуса специализированной службы), не повлекло за собой изменение подхода к созданию специализированных служб на конкурсной основе, то есть методики создания администрацией Волгограда таких служб, законность которой является предметом рассмотрения в настоящем деле.
Таким образом, при рассмотрении ходатайства ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" не имеет какого-либо значения внесение администрацией Волгограда изменений в текст постановления от 22.07.2002 № 833 после вступления в законную силу решения суда от 21.10.2005, поскольку внесенные изменения не повлияли на существо методики создания администрацией Волгограда специализированных служб.
Ранее проверена законность того же нормативного правового акта, что подлежит проверке на предмет его соответствия федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, по настоящему делу.
В силу части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Пункт 11 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" также не допускает повторного рассмотрения заявлений по делам об оспаривании нормативных правовых актов в случаях, когда имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 150 и части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 150, 151, 184 - 188, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Производство по делу № А12-4365/2012 прекратить.
Определение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (через Арбитражный суд Волгоградской области).

Председательствующий судья
СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.

Судья
МАСЛОВА И.И.

Судья
СМАГОРИНСКАЯ Е.Б.


------------------------------------------------------------------