Постановление администрации Волгограда от 30.12.2013 N 2111 "Об утверждении муниципальной программы "Чистый Волгоград" на 2014 - 2018 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2013 г. № 2111

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТЫЙ ВОЛГОГРАД"
НА 2014 - 2018 ГОДЫ

В соответствии с федеральными законами от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением администрации Волгограда от 20 августа 2013 г. № 1418 "Об утверждении Положения о муниципальных программах", руководствуясь пунктом 9 части 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Чистый Волгоград" на 2014 - 2018 годы (прилагается).
2. Признать утратившим силу с 01 января 2014 г. постановление администрации Волгограда от 10 февраля 2012 г. № 319 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Чистый Волгоград" на 2012 - 2018 годы".
3. Комитету информационной политики администрации Волгограда опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Волгограда Конотопкина А.В.

Глава администрации
А.И.ЧУНАКОВ





Утверждена
постановлением
администрации Волгограда
от 30 декабря 2013 г. № 2111

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ЧИСТЫЙ ВОЛГОГРАД" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

Паспорт муниципальной программы "Чистый Волгоград"
на 2014 - 2018 годы

Наименование Программы
- муниципальная программа "Чистый Волгоград" на 2014 - 2018 годы (далее - Программа)
Разработчик Программы
- департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
Исполнитель-координатор Программы
- департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
Исполнители Программы
- департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда;
комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда;
муниципальное учреждение (далее - МУ) "Горэколес"
Цель Программы
- внедрение эффективной системы обращения с отходами производства и потребления. Оптимизация системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Волгограда
Задачи Программы
- организация системы селективного сбора, транспортировки и обезвреживания ТБО;
развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Волгограда;
проведение рекультивации территорий, деградированных в результате размещения отходов
Наименование индикаторов Программы
- доля вторичных ресурсов, извлекаемых из образуемых ТБО на территории Волгограда;
доля восстановленных земельных участков;
площадь рекультивированных полигонов ТБО;
доля ТБО, направляемых на утилизацию;
доля населения, участвующего в эколого-просветительских мероприятиях, к общей численности населения Волгограда
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- возврат в хозяйственный оборот 37,31 га рекультивированных земель;
увеличение доли вторичных ресурсов, извлекаемых из образуемых ТБО на территории Волгограда, до 33,9%
Сроки и этапы реализации Программы
- 2014 - 2018 годы
Объемы и источники финансирования Программы
- общий объем финансирования составляет 752 млн. 787 тыс. 200 рублей, в том числе за счет средств:
бюджета Волгограда - 91 млн. 530 тыс. 200 рублей;
бюджета Волгоградской области - 121 млн. 257 тыс. рублей;
из внебюджетных источников - 540 млн. рублей

1. Характеристика проблемной сферы

Проблема экологической безопасности при санитарной очистке Волгограда затрагивает все стадии обращения с ТБО: сбор, транспортировку, обезвреживание и утилизацию. Неправильное и несвоевременное удаление и обезвреживание ТБО грозит загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет собой реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений.
Общее повышение уровня жизни привело к увеличению потребления товаров и, как следствие, упаковочных материалов разового пользования, что значительно сказалось на количестве ТБО.
Сбор, накопление и транспортирование ТБО в Волгограде осуществляется традиционным способом. Селективный сбор ценных фракций отходов от населения не производится. Существующая система обращения с ТБО экономически и технологически неэффективна, не обеспечивает исполнения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и основана на захоронении подавляющего большинства отходов (около 98%) на полигонах и несанкционированных свалках.
Отсутствует территориально-планировочный документ, дающий право проектирования и строительства объектов в сфере санитарной очистки и обращения с отходами - генеральная схема санитарной очистки Волгограда.
Для решения вышеназванных проблем была разработана долгосрочная муниципальная целевая программа "Чистый Волгоград" на 2012 - 2018 годы" и утверждена постановлением администрации Волгограда от 10 февраля 2012 г. № 319 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Чистый Волгоград" на 2012 - 2018 годы". В рамках ее реализации в 2013 году в соответствии с постановлениями администрации Волгограда от 04 июля 2013 г. № 1163 "О размещении муниципального заказа для заключения долгосрочного муниципального контракта на оказание услуг по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования город-герой Волгоград на 2013 - 2014 годы", от 04 июля 2013 г. № 1164 "О размещении муниципального заказа для заключения долгосрочного муниципального контракта на оказание услуг по разработке проекта рекультивации двух земельных участков, занятых санкционированными свалками в Кировском районе Волгограда, на 2013 - 2014 годы" заключены соответствующие долгосрочные муниципальные контракты на 2013 - 2014 годы.
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 20 августа 2013 г. № 1418 "Об утверждении Положения о муниципальных программах" разработана Программа, которая является продолжением проводимых мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы "Чистый Волгоград" на 2012 - 2018 годы".
Мероприятия Программы направлены на снижение негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба (объектов размещения отходов) на население Волгограда. Численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия закрытых санкционированных свалок ТБО и твердых промышленных отходов (далее - ТПО), - 352,2 тыс. человек, что составляет 34,5% от общей численности населения Волгограда.
Мероприятия по внедрению системы раздельного сбора отходов направлены на 100-процентный охват населения Волгограда, так как сложившаяся ситуация с размещением ТБО негативно влияет на состояние окружающей среды и санитарно-эпидемиологическую обстановку в целом по Волгограду.

Показатели, характеризующие проблемную сферу

Наименование показателя
Единица измерения
Источник данных
Значение по годам
Выводы (по результатам сравнения показателей)
2010
2011
2012
1
2
3
4
5
6
7
Вывезено ТБО
тыс. куб. м




На территории Российской Федерации ежегодно количество образовавшихся отходов увеличивается на 2 - 5%, при этом если в европейских странах сортируется и утилизируется до 40% отходов, 40% сжигается и только 20% подлежит захоронению на специальных полигонах, то в Российской Федерации структура обращения с мусором иная - ТБО на 95 - 98% подвергаются захоронению. По состоянию на 01 января 2010 г. в Российской Федерации функционирует только восемь мусоросжигательных, десять мусороперерабатывающих заводов, 37 мусоросортировочных комплексов.
Сравнительный анализ утилизации мусора в Российской Федерации и в мире показывает, что наша страна серьезно отстает по этим показателям от передовых стран
Волгоград
тыс. куб. м
www.gks.ru
2617,0
2584,7
3163,7
Волгоградская область
тыс. куб. м
www.gks.ru
3999,0
4040,4
4760,9
г. Ростов-на-Дону
тыс. куб. м
www.gks.ru
3040,9
3012,9
2901,3
Белгород
тыс. куб. м
www.gks.ru
844,8
850,4
875,0
Санкт-Петербург
тыс. куб. м
www.gks.ru
7553,1
9781,6
8794,5
Российская Федерация
тыс. куб. м
www.gks.ru
235411,1
241141,4
278097,6
Направлено ТБО на предприятия промышленной переработки





Волгоград
тыс. куб. м
www.gks.ru
0
0
0
Волгоградская область <*>
тыс. куб. м
www.gks.ru
0
0
0
г. Ростов-на-Дону
тыс. куб. м
www.gks.ru
306,9
307,6
309,3
Белгород
тыс. куб. м
www.gks.ru
834,4
840,5
840,5
Санкт-Петербург
тыс. куб. м
www.gks.ru
7533,1
1582,4
1409,7
Российская Федерация
тыс. куб. м
www.gks.ru
32120,0
24344,6
26867,5
Накоплено отходов на объектах размещения





По разным оценкам в Российской Федерации накоплено от 80 до 110 млрд. тонн отходов. ТБО - одна из основных угроз экологической безопасности и здоровью населения в Российской Федерации. Решение проблем утилизации отходов производства и потребления и предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду является приоритетным для Российской Федерации
Волгоград
млн. т

21,2
-
-
Саратовская область
млн. т

47,6
-
-
Волгоградская область
млн. т

-
-
-
Российская Федерация

http://federal-book.ru
94000,0
-
-

--------------------------------
<*> Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. заключено концессионное соглашение с обществом с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" на проектирование, строительство и эксплуатацию полигонов для утилизации твердых бытовых отходов с мусоросортировочными комплексами на территории Волгоградской области.

Характеристика выявленных проблем

№ п/п
Формулировка проблемы
Описание и причины возникновения
Обоснование необходимости решения
Взаимосвязь с приоритетами социально-экономического развития Волгограда, Волгоградской области
1
2
3
4
5
1.
Увеличение объема ТБО, направляемых на полигоны ТБО
Существующая система сбора не предусматривает разделение и накопление ТБО по видам, не стимулирует население к внедрению селективного сбора ТБО и ограничивается вывозом ТБО к местам их захоронения. Более 98% образующихся на территории Волгограда ТБО захораниваются на полигонах и несанкционированных свалках. Существующие полигоны ТБО имеют ограниченный ресурс
Учитывая ежегодный рост объемов ТБО, поступающих на полигоны ТБО, можно спрогнозировать ускоренное исчерпание мощностей для захоронения ТБО и необходимость отвода новых земельных участков под строительство полигонов ТБО. При этом не менее 50% ТБО, поступающих на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечены в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов. В связи с этим возникает острая необходимость строительства мусоросортировочного завода и внедрения селективного сбора отходов. Переработка отходов является окупаемым элементом технологической цепочки обращения с отходами, которая способствует привлечению инвестиций. Выбор оптимальной технологии переработки должен происходить на основе государственно-частного партнерства и конкурсов инвестиционных проектов
Приоритетными направлениями обеспечения экологической безопасности Волгограда в соответствии со Стратегическим планом устойчивого развития Волгограда до 2025 года, принятого решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 г. № 55/1399 "О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года", являются минимизация образования и размещения отходов;
снижение негативного воздействия на атмосферный воздух, поверхностные водные объекты;
предупреждение техногенных аварий и катастроф. Обеспечение охраны окружающей среды является важным условием создания благоприятной среды обитания человека, сохранения здоровья населения, повышения продолжительности жизни. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2025 года, утвержденная Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1778-ОД "О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года", определила основные направления обеспечения экологической устойчивости региона, среди которых утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение отходов производства и потребления, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов ТБО, несанкционированных свалок, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации заводов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных комплексов, полигонов ТБО на территории Волгоградской области

2.
Негативное воздействие на окружающую среду отслуживших свой срок полигонов (свалок) ТБО и ТПО
В границах муниципального образования - Волгоград в настоящее время находятся земельные участки, занятые закрытыми полигонами (свалками) ТБО и ТПО, которые в связи с санитарно-эпидемиологическими и экологическими нарушениями были закрыты для дальнейшей эксплуатации. На указанных полигонах (свалках) при вступлении в силу документов, запрещающих дальнейшую хозяйственную деятельность, не были проведены работы по их рекультивации. Юридические правообладатели земельных участков отсутствуют
Полигоны (свалки) относятся к природоохранным сооружениям повышенного экологического риска. Состояние окружающей среды в зоне полигонов обусловлено выбросами в атмосферу загрязняющих веществ в процессе эксплуатации и после закрытия полигона; загрязнением почвенного покрова окружающей территории загрязняющими элементами, легкими фракциями отходов; загрязнением грунта фильтратом, сточными (дождевыми и талыми) водами; изменением визуального ландшафта. Проблема негативного воздействия полигонов на окружающую среду остается актуальной. При длительном хранении отходов на полигонах происходит биохимическая ферментация с выделением в атмосферу биогаза, состоящего из пожароопасного метана (30 - 50%) и углекислого газа (70 - 50%), создающего "парниковый эффект" и оказывающего опасное антропогенное воздействие. Требуются значительные финансовые затраты на санацию тела свалок

Программа как организационная основа реализации муниципальной политики в сфере системы обращения с отходами производства и потребления представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, направленных на изменение структуры и содержания работы по сбору, вывозу, утилизации и переработке ТБО, совершенствование форм взаимодействия субъектов обращения с ТБО и финансово-экономических механизмов.
Необходимость разработки Программы подтверждается также тем, что сохранение сложившихся тенденций в сфере обращения с ТБО может привести к дальнейшему ухудшению качества жизни и экологической безопасности населения. Бюджетные средства должны использоваться как инструмент снижения рисков и быть катализатором для частных инвестиций, которые со временем должны стать одним из основных источников капитала в секторе обращения с ТБО.
Программно-целевой метод обоснован, прежде всего, значимостью накопившихся проблем и невозможностью их решения в короткие сроки; необходимостью межотраслевого взаимодействия; необходимостью привлечения бюджетных средств.
В качестве возможных вариантов решения проблем предлагается два варианта развития ситуации.

Варианты решения выявленных проблем

№ п/п
Наименование варианта
Характеристика
Сильные стороны, преимущества
Слабые стороны, риски
1
2
3
4
5
1.
Оптимальный
Разработка генеральной схемы санитарной очистки Волгограда.
Создание реестра существующих мест размещения контейнерных площадок. Строительство дорог переходного типа (в щебне) для проезда спецавтотранспорта к местам сбора ТБО на территории индивидуальной жилой застройки. Проведение мероприятий, направленных на рекультивацию четырех полигонов ТБО в Красноармейском, Кировском, Ворошиловском районах Волгограда. Разработка документации для проведения конкурса на заключение концессионного соглашения на эксплуатацию, проектирование и последующую рекультивацию санкционированной свалки в Тракторозаводском районе Волгограда и на проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса на территории Волгограда. Организация селективного сбора отходов. Развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Волгограда
Заинтересованность подавляющей части населения в решении проблем загрязнения территорий ТБО.
Снижение нагрузки на существующие полигоны захоронения ТБО. Решение социально-экономического аспекта проблемы - создание на территории Волгограда мусоросортировочного комплекса и индустрии вторичного сырья, в том числе предоставление новых рабочих мест (достаточно высокая стоимость на сырье, полученное в результате раздельного сбора и сортировки ТБО, делает его привлекательным).
Возврат в хозяйственный оборот 37,31 га рекультивированных земель.
Снижение антропогенного воздействия отходов на окружающую природную среду.
Улучшение экологической ситуации в Волгограде
Повышенные объемы финансирования реализации мероприятий Программы за счет средств бюджета Волгограда и Волгоградской области.
Риск определения оптимальной формы сотрудничества между муниципалитетом и частным инвестором.
Недостаточность и изменчивость федерального законодательства в области нормативно-правового и методического регулирования в сфере обращения с ТБО
2.
Умеренный
Разработка генеральной схемы санитарной очистки Волгограда.
Создание реестра существующих и определение мест перспективного строительства контейнерных площадок.
Разработка документации для проведения конкурса на заключение концессионного соглашения на эксплуатацию, проектирование и последующую рекультивацию санкционированной свалки в Тракторозаводском районе Волгограда и на проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса на территории Волгограда. Организация селективного сбора отходов.
Развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Волгограда
Заинтересованность подавляющей части населения в решении проблем загрязнения территорий ТБО.
Снижение затрат на транспортировку отходов, оплату которой производит население города;
значительное улучшение экологической ситуации в городе;
решение социально-экономического аспекта проблемы - создание на территории Волгограда мусоросортировочного комплекса и индустрии вторичного сырья, в том числе предоставление новых рабочих мест (достаточно высокая стоимость на сырье, полученное в результате раздельного сбора и сортировки ТБО, делает его привлекательным).
Уменьшенные объемы финансирования Программы по сравнению с первым вариантом
Риск определения оптимальной формы сотрудничества между муниципалитетом и частным инвестором.
Недостаточность и изменчивость федерального законодательства в области нормативно-правового и методического регулирования в сфере обращения с ТБО.
Вероятность неконтролируемых процессов возгорания на закрытых полигонах ТБО, вредное воздействие отходов на грунтовые воды и атмосферный воздух

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант - умеренный, который позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение поставленной проблемы при допустимой степени риска.
Преимуществом умеренного варианта решения проблем является системный подход к решению поставленных задач, призванный минимизировать проблемные аспекты и риски реализации Программы на территории Волгограда и обеспечить получение положительного результата для жителей Волгограда.
В соответствии с проведенной предварительной оценкой преимуществ и рисков, возникающих при развитии ситуации как по первому так и по второму варианту, к основным рискам следует отнести административный и финансовый риски реализации Программы (представляет собой замедление формирования действенной системы обращения с ТБО).
Способом ограничения финансового риска является осуществление постоянного мониторинга реализации программных мероприятий, ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов, перераспределение финансовых ресурсов с учетом приоритетности мероприятий и в зависимости от темпов достижения поставленных целей, распределение функций, полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы. Наиболее актуальным является использование в отрасли концессионных соглашений, обеспечивающих приток частных инвестиций.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей выполнять принятые на себя обязательства;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.

2. Цели, задачи и индикаторы Программы

Цель Программы - внедрение эффективной системы обращения с отходами производства и потребления. Оптимизация системы сбора и вывоза ТБО на территории Волгограда.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
организация системы селективного сбора, транспортировки и обезвреживания ТБО;
развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Волгограда;
проведение рекультивации территорий, деградированных в результате размещения отходов.
Цели, задачи и индикаторы Программы представлены в приложении 1 к Программе.

Обоснование целевых значений индикаторов Программы

№ п/п
Наименование индикаторов достижения целей (выполнения задач)
Единица измерения
Целевое значение в результате реализации Программы
Обоснование (расчет с пояснениями)
Нормативная ссылка на методику расчета
1
2
3
4
5
6
1.
Доля восстановленных земельных участков
%
44,9
Расчет индикатора базируется как отношение площади рекультивированных полигонов к общей площади территорий, занятых полигонами и свалками ТБО и ТПО.
37,31 / 83,03 x 100%

2.
Доля вторичных ресурсов, извлекаемых из образуемых ТБО на территории Волгограда
%
33,9
Расчет индикатора базируется на основании проведенной оценки эффективности раздельного сбора ТБО при уровне раздельного сбора, равном 10% (по объему от общего накопления ТБО в Волгограде), с учетом установленных контейнеров для раздельного сбора ТБО и мощности мусоросортировочного комплекса 250 тыс. т в год

3.
Площадь рекультивированных полигонов ТБО
га
37,31
Площадь закрытых полигонов ТБО и ТПО (Кировский, Красноармейский, Ворошиловский районы Волгограда) составляет 37,31 га

4.
Количество мероприятий, направленных на рекультивацию закрытых полигонов (свалок) ТБО и ТПО
ед.
11
Рекультивацию земельных участков, занятых закрытыми полигонами (свалками) ТБО и ТПО, планируется проводить в четыре этапа:
1 - подготовительный (проведение инженерных изысканий и разработки проектно-сметной документации);
2 - проведение государственной экологической экспертизы проекта;
3 - технический;
4 - биологический.
Три земельных участка <*> x 4 этапа = 12 мероприятий
12 - 1 = 11
С учетом заключенного в 2013 году муниципального контракта на рекультивацию двух земельных участков в Кировском районе в 2014 - 2018 годах планируется 11 мероприятий

5.
Доля ТБО, направляемых на утилизацию
%
72,4
Предполагается строительство мусоросортировочного комплекса производственной мощностью 250 тыс. т в год, что составляет 50% от образуемых ТБО на территории Волгограда;
установка контейнеров для селективного сбора отходов общим объемом 1604,7 куб. м, что позволит ежегодно направлять 112 тыс. т на утилизацию (еще 22,4%)

6.
Доля населения, участвующего в эколого-просветительских мероприятиях, к общей численности населения Волгограда
%
30
Используются прогнозные данные, полученные в ходе проведения конференций, конкурсов, фестивалей, альтернативных форм работы по эколого-просветительской тематике
Расчет осуществляется по формуле:

Ру x 100
Х = --------,
Ро

где:
Ру - численность населения Волгограда, участвующего в мероприятиях по эколого-просветительской тематике;
Ро - общая численность населения Волгограда;
100-процентный показатель

--------------------------------
<*> Вследствие ненадлежащего проведения технологических операций при эксплуатации смежных полигонов (свалок) ТБО и ТПО в Кировском районе и не проведения комплекса мер по их закрытию фактические границы земельных участков отсутствуют.

Таким образом, проектом необходимо предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земельных участков в Кировском районе Волгограда одновременно.
Оценка эффективности реализации Программы базируется на предположении достижения в заданные сроки установленных целевых индикаторов.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут служить изменение законодательной базы Российской Федерации, нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня; недостаточность бюджетных ассигнований для реализации Программы.

3. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Для обеспечения выполнения мероприятий Программы в качестве источников финансирования будут выступать бюджет Волгограда и бюджет Волгоградской области, а также привлеченные внебюджетные источники - средства организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере обращения с отходами на территории Волгограда.
Объемы финансирования из бюджета Волгограда определяются ежегодно при планировании и утверждении бюджета на очередной финансовый год.
Ассигнования из бюджета Волгоградской области должны ежегодно уточняться при формировании бюджета на соответствующий финансовый год.
Основные инвестиции, требуемые из бюджета Волгограда, будут направлены на разработку генеральной схемы санитарной очистки Волгограда, рекультивацию полигонов ТБО и ТПО. Выполнение работ по рекультивации полигонов ТБО и ТПО планируется на условиях софинансирования с Администрацией Волгоградской области. Инвестиции, связанные со строительством мусоросортировочного комплекса, должны производиться из внебюджетных источников, поскольку процесс сортировки является самоокупаемым.
Финансирование мероприятий Программы из средств бюджета Волгограда может быть начато с 01 января 2014 г.
Главным условием реализации Программы является привлечение в сферу обращения с отходами Волгограда достаточных финансовых ресурсов.
Источники ресурсного обеспечения представлены в приложении 2 к Программе.

4. Механизм реализации Программы

Исполнитель-координатор Программы - департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда несет ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий Программы и осуществляет контроль за ходом ее реализации в целом, осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы, организует размещение Программы на официальном информационно-справочном интернет-портале Волгограда, муниципальных правовых актов Волгограда по реализации Программы, а также ежеквартальных и годовых отчетов о ходе и результатах реализации мероприятий Программы, оценке достижения целевых индикаторов и показателей, финансировании мероприятий Программы.
Реализация Программы в части выполнения мероприятий по приобретению товаров, работ, услуг осуществляется на основе муниципальных контрактов поставки товаров, работ и услуг, заключаемых муниципальным заказчиком Программы с поставщиками. Размещение заказов на поставки товаров, работ, услуг проводится в соответствии с федеральными законами, регламентирующими систему закупок для государственных и муниципальных нужд.
Главные распорядители бюджетных средств выдают муниципальное задание подведомственным муниципальным учреждениям на подготовку конкурсной документации по размещению муниципального заказа.
Разработка конкурсной документации и проведение конкурса на строительство мусоросортировочного комплекса будут осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления Волгограда, выступающим концедентом от имени муниципального образования город-герой Волгоград. В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт органов местного самоуправления Волгограда, которым определен орган местного самоуправления Волгограда, выступающий концедентом от имени муниципального образования город-герой Волгоград.

Организация взаимодействия в рамках Программы

№ п/п
Полное наименование исполнителей, участников Программы
Предполагаемые функции
Нормативная ссылка
Механизм контроля и координации действий
1
2
3
4
5
1.
Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
Общее управление Программой и координация действий исполнителей мероприятий; организация работ по разработке генеральной схемы санитарной очистки Волгограда; организация работ по проектированию и рекультивации полигонов ТБО; реализация пилотных проектов по внедрению селективного сбора отходов, организация экологического просвещения населения
Подпункты 2.2.4, 2.2.43 раздела 2 решения Волгоградской городской Думы от 06 июля 2006 г. № 33/725 "Об утверждении Положения о департаменте по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда" (в ред. решения Волгоградской городской Думы от 06 октября 2010 г. № 37/1122)
В соответствии с Положением о муниципальных программах, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 20 августа 2013 г. № 1418 "Об утверждении Положения о муниципальных программах"
2.
МУ "Горэколес"
Заказчик на разработку генеральной схемы санитарной очистки Волгограда; на проектирование и рекультивацию полигонов ТБО; на создание и показ передач и роликов по экологическому просвещению
Пункт 2.1, подпункт 2.2.3 пункта 2 Устава МУ "Горэколес"
Подготовка и представление отчетов о ходе реализации Программы исполнителю-координатору Программы
3.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда
Подготовка предложений о выборе земельных участков для реализации инвестиционных проектов строительства (мусоросортировочных комплексов) на территории Волгограда
Пункт 3.2 раздела 3 Положения о комитете по градостроительству и архитектуре Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 18 февраля 2004 г. № 160 "О Положении о комитете по градостроительству и архитектуре Волгограда"
Подготовка и представление отчетов о ходе реализации Программы исполнителю-координатору Программы

5. Перечень мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы представлен в приложении 3 к Программе.

6. Технико-экономическое обоснование

Обоснование затрат по мероприятиям Программы

№ п/п
Наименование мероприятия
Расчет затрат (с пояснениями)
Нормативная ссылка
1
2
3
4
1.
Разработка и согласование генеральной схемы санитарной очистки
Сумма долгосрочного муниципального контракта - 3 млн. 250 рублей, в том числе:
2014 год - 2 млн. 400 тыс. 200 рублей
В соответствии с заключенным контрактом в 2013 году
2.
Проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса ТБО и рекультивации санкционированной свалки в Тракторозаводском районе Волгограда
Проектирование мусоросортировочного комплекса;
проектирование и рекультивация санкционированной свалки ТБО в Тракторозаводском районе Волгограда - 100 млн. рублей;
проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса мощностью 200 тыс. т в год - 425 млн. рублей:
проектирование и согласование - 12 млн. 600 тыс. рублей;
строительно-монтажные работы - 199 млн. рублей;
оборудование мощностью не менее 250 тыс. т в год - 200 млн. рублей;
спецтехника для работы на полигоне - 13 млн. 400 тыс. рублей
В соответствии с проведенным мониторингом цен в 2013 году
3.
Приобретение и установка контейнеров для селективного сбора ТБО
Стоимость одного контейнера, оборудованного для раздельного сбора ТБО, - 11 тыс. 389 рублей.
Планируется установить 1317 контейнеров на контейнерных площадках в многоквартирном жилом фонде:
2016 год - 439 шт. x 11 тыс. 389 руб. = 5 млн. рублей;
2017 год - 439 шт. x 11 тыс. 389 руб. = 5 млн. рублей;
2018 год - 439 шт. x 11 тыс. 389 руб. = 5 млн. рублей.
Итого: 1317 шт. x 11 тыс. 389 руб. = 15 млн. рублей
В соответствии с проведенным мониторингом цен в 2013 году
4.
Реализация пилотных проектов по внедрению селективного сбора ТБО
Стоимость заглубленных секционных контейнеров:
одного контейнера 5 куб. м - 80 тыс. рублей; контейнера 3 куб. м - 70 тыс. рублей;
установка заглубленного контейнера - 25 тыс. рублей;
оборудование мусоровоза манипулятором для захвата заглубленного контейнера - 1 млн. 100 тыс. рублей.
2017 год - 1 млн. 100 тыс. руб. + (70 тыс. руб. + 25 тыс. руб.) x 10 шт. = 2 млн. 050 тыс. рублей;
2018 год - 1 млн. 100 тыс. руб. + (80 тыс. руб. + 25 тыс. руб.) x 12 шт. + (70 тыс. руб. + 25 тыс. руб.) x 22 шт. = 4 млн. 450 тыс. рублей
В соответствии с проведенным мониторингом цен в 2013 году
5.
Проведение экологических акций
Проведение экологических акций департаментом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда финансовых затрат не требует

6.
Экологическое просвещение населения
Производство и показ передачи "Экологический вестник":
одна передача - 48 тыс. рублей, создание и размещение одного ролика (не менее 80 показов) - 54 тыс. рублей;
четыре передачи x 48 тыс. руб. + 2 ролика x 22 тыс. руб. + 2 размещения (82 показа) x 32 тыс. руб. = 300 тыс. рублей.
2014 год - 300 тыс. рублей;
2015 год - 300 тыс. рублей;
2016 год - 300 тыс. рублей;
2017 год - 300 тыс. рублей;
2018 год - 300 тыс. рублей.
Итого: 1 млн. 500 тыс. рублей
Фактическая стоимость в соответствии с проведенным мониторингом цен в 2013 году
7.
Разработка проектов и мероприятий, направленных на рекультивацию территорий, деградированных в результате размещения отходов
Земельный участок в Ворошиловском районе

Инженерно-геодезические изыскания
175 тыс. 398 рублей

Инженерно-геологические изыскания
1 млн. 121 тыс. 515 рублей

Инженерно-экологические изыскания
2 млн. 002 тыс. 252 рубля

Разработка проектной документации на рекультивацию свалки
1 млн. 825 тыс. 411 рублей

Итого
5 млн. 124 тыс. 576 рублей

НДС 18%
922 тыс. 424 рубля

Итого с НДС
6 млн. 047 тыс. рублей

Проведение государственной экологической экспертизы
360 тыс. рублей

Итого с учетом экспертизы
6 млн. 407 тыс. рублей

Земельный участок в Красноармейском районе

Инженерно-геодезические изыскания
232 тыс. 851 рубль

Инженерно-геологические изыскания
1 млн. 121 тыс. 515 рублей

Инженерно-экологические изыскания
2 млн. 002 тыс. 252 рубля

Разработка проектной документации на рекультивацию свалки
1 млн. 956 тыс. 942 рубля

Итого
5 млн. 313 тыс. 560 рублей

НДС 18%
956 тыс. 440 рублей

Итого с НДС
6 млн. 270 тыс. рублей

Проведение государственной экологической экспертизы
360 тыс. рублей

Итого с учетом экспертизы
6 млн. 630 тыс. рублей

Два земельных участка в Кировском районе

Инженерно-геодезические изыскания
7 млн. рублей
В соответствии с заключенным в 2013 году муниципальным контрактом на разработку проектной документации на рекультивацию свалки
Инженерно-геологические изыскания
Инженерно-экологические изыскания
Разработка проектной документации на рекультивацию свалки
Проведение государственной экологической экспертизы
2014 год - 2 млн. 800 тыс. рублей - проведение государственной экологической экспертизы проекта и окончательный расчет за проектно-сметные работы по рекультивации земельных участков в Кировском районе с учетом положительного заключения государственной экологической экспертизы;
2015 год - 6 млн. 630 тыс. рублей - проведение инженерно-экологических изысканий, разработка проекта рекультивации земельного участка в Красноармейском районе, проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земельного участка в Красноармейском районе;
2016 год - 6 млн. 407 тыс. рублей - проведение инженерно-экологических изысканий, разработка проекта рекультивации земельного участка в Ворошиловском районе, проведение государственной экологической экспертизы проекта и окончательный расчет за проектно-сметные работы по рекультивации земельного участка в Ворошиловском районе
8.
Проведение рекультивации территорий, деградированных в результате размещения отходов
Планируется проводить работы по рекультивации полигонов ТБО в два этапа: технический и биологический.
Стоимость определена с учетом проведенного мониторинга цен на работы по рекультивации, составляющих в среднем 5 млн. рублей за 1 га.
2015 год - 61 млн. 400 тыс. рублей - проведение технического этапа рекультивации земельных участков в Кировском районе;
2016 год - 60 млн. рублей - проведение биологического этапа рекультивации земельных участков в Кировском районе (20 млн. рублей), проведение технического этапа рекультивации земельного участка в Красноармейском районе (40 млн. рублей);
2017 год - 50 млн. 150 тыс. рублей - проведение биологического этапа рекультивации земельного участка в Красноармейском районе (20 млн. рублей) и технического этапа рекультивации земельного участка в Ворошиловском районе (30 млн. 150 тыс. рублей);
2018 год - 15 млн. рублей - проведение биологического этапа рекультивации земельного участка в Ворошиловском районе
Стоимость работ будет определена проектом

7. Перечень создаваемого (приобретаемого) имущества

№ п/п
Наименование имущества
Единица измерения
Количество
Примечание
1
2
3
4
5
1.
Заглубленные контейнеры
шт.
44

2.
Мусоросортировочный комплекс
шт.
1






Приложение 1
к муниципальной программе
"Чистый Волгоград"
на 2014 - 2018 годы,
утвержденной постановлением
администрации Волгограда
от 30 декабря 2013 г. № 2111

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ИНДИКАТОРЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТЫЙ
ВОЛГОГРАД" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

№ п/п
Наименование целей, задач
Наименование индикаторов достижения целей (выполнения задач)
Единица измерения
Значения индикаторов
до реализации Программы
по годам реализации Программы
в результате реализации Программы
2010
2011
2012
2014
2015
2016
2017
2018
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1.
Цель: внедрение эффективной системы обращения с отходами производства и потребления. Оптимизация системы сбора и вывоза ТБО на территории Волгограда
Доля восстановленных земельных участков
%
0
0
0
0
0
19,6
34,05
44,9
44,9
Доля вторичных ресурсов, извлекаемых из образуемых ТБО на территории Волгограда
%
2
2
2
2
2
10
26,7
33,9
33,9
1.1.
Задача: организация системы селективного сбора, транспортировки и обезвреживания ТБО
Доля ТБО, направляемых на утилизацию
%
2
2
2
2
25
63,8
72,4
72,4
72,4
1.2.
Задача: развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Волгограда
Доля населения, участвующего в эколого-просветительских мероприятиях, к общей численности населения Волгограда
%
8
8
8
15
18
20
25
30
30
1.3.
Задача: проведение мероприятий, направленных на рекультивацию территорий, деградированных в результате размещения отходов
Площадь рекультивированных полигонов ТБО
га
0
0
0
0
0
16,28
28,28
37,31
37,31
Количество мероприятий, направленных на рекультивацию закрытых полигонов ТБО
ед.
0
0
0
2
3
3
2
1
11





Приложение 2
к муниципальной программе
"Чистый Волгоград"
на 2014 - 2018 годы,
утвержденной постановлением
администрации Волгограда
от 30 декабря 2013 г. № 2111

ИСТОЧНИКИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ЧИСТЫЙ ВОЛГОГРАД" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

№ п/п
Наименование источника
Единица измерения
Объем финансовых средств
Описание механизма привлечения
всего по Программе
в том числе
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.
Бюджет Волгограда
тыс. руб.
91530,2
5500,2
28420,0
27707,0
19903,0
10000,0
На основании муниципальных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с федеральными законами, регламентирующими систему закупок для государственных и муниципальных нужд
2.
Бюджет Волгоградской области
тыс. руб.
121257,0
0
39910,0
39000,0
32597,0
9750,0
Субсидии бюджету Волгограда в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии <*>
3.
Федеральный бюджет
тыс. руб.
0
0
0
0
0
0

4.
Внебюджетные источники
тыс. руб.
540000,0
0
30000,0
355000,0
150000,0
5000,0
Мероприятия будут реализованы на принципах государственно-частного партнерства

--------------------------------
<*> В соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 04 октября 2013 г. № 509-п "Об утверждении Порядка предоставления, расходования и учета субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на рекультивацию земельных участков несанкционированных свалок отходов".





Приложение 3
к муниципальной программе
"Чистый Волгоград"
на 2014 - 2018 годы,
утвержденной постановлением
администрации Волгограда
от 30 декабря 2013 г. № 2111

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТЫЙ ВОЛГОГРАД"
НА 2014 - 2018 ГОДЫ

№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации
Объем финансирования (тыс. руб.)
Индикаторы достижения целей, выполнения задач (показатели результативности мероприятий)
Исполнитель
всего
в том числе
наименование
единица измерения
плановое значение
бюджет Волгограда
бюджет Волгоградской области
внебюджетные источники
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1.
Цель: внедрение эффективной системы обращения с отходами производства и потребления. Оптимизация системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) на территории Волгограда
2014 - 2018 годы, в том числе:
752787,2
91530,2
121257,0
540000,0
Доля восстановленных земельных участков (далее - индикатор 1)
%
44,9






Доля вторичных ресурсов, извлекаемых из образуемых ТБО на территории Волгограда (далее - индикатор 2)
33,9
2014 год
5500,2
5500,2
0
0
Индикатор 1
0
Индикатор 2
2
2015 год
98330,0
28420,0
39910,0
30000,0
Индикатор 1
0
Индикатор 2
2
2016 год
421707,0
27707,0
39000,0
355000,0
Индикатор 1
19,6
Индикатор 2
10
2017 год
202500,0
19903,0
32597,0
150000,0
Индикатор 1
34,05
Индикатор 2
26,7
2018 год
24750,0
10000,0
9750,0
5000,0
Индикатор 1
44,9
Индикатор 2
33,9
1.1.
Задача: организация системы селективного сбора, транспортировки и обезвреживания ТБО
2014 - 2018 годы, в том числе:
548900,2
8900,2
0
540000,0
Индикатор выполнения: доля ТБО, направляемых на утилизацию
%
72,4

2014 год
2400,2
2400,2
0
0
2
2015 год
30000,0
0
0
30000,0

2
2016 год
355000,0
0
0
355000,0
25
2017 год
152050,0
2050,0
0
150000,0
63,8
2018 год
9450,0
4450,0
0
5000,0
72,4
1.1.1.
Разработка и согласование генеральной схемы санитарной очистки Волгограда (внесение изменений в действующую нормативную правовую базу, регламентирующую обращение с отходами на территории Волгограда)
2014 год
2400,2
2400,2
0
0
Показатель результативности: количество выполненных этапов по разработке, согласованию и утверждению генеральной схемы санитарной очистки Волгограда
ед.
2
Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
1.1.2.
Проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса ТБО и рекультивации санкционированной свалки в Тракторозаводском районе Волгограда
2015 - 2017 годы, в том числе:
525000,0
0
0
525000,0
Показатель результативности: уровень готовности объекта
%
100
Уполномоченный орган местного самоуправления Волгограда <*>
2015 год
30000,0
0
0
30000,0
5,7
2016 год
350000,0
0
0
350000,0
72,4
2017 год
145000,0
0
0
145000,0
100
1.1.3.
Приобретение и установка контейнеров для селективного сбора отходов
2016 - 2018 годы, в том числе:
15000,0
0
0
15000,0
Показатель результативности: количество установленных контейнеров для селективного сбора отходов
ед.
1317
Уполномоченный орган местного самоуправления Волгограда
2016 год
5000,0
0
0
5000,0
439
2017 год
5000,0
0
0
5000,0
439
2018 год
5000,0
0
0
5000,0
439
1.1.4.
Реализация пилотных проектов по внедрению селективного сбора отходов
2017 - 2018 годы, в том числе:
6500,0
6500,0
0
0
Показатель результативности: количество установленных заглубленных секционных контейнеров
ед.
44
Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
2017 год
2050,0
2050,0
0
0
10
2018 год
4450,0
4450,0
0
0
34
1.2.
Задача: развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Волгограда
2014 - 2018 годы, в том числе:
1500,0
1500,0
0
0
Индикатор выполнения: доля населения, участвующего в эколого-просветительских мероприятиях, к общей численности населения Волгограда
%
30

2014 год
300,0
300,0
0
0
15
2015 год
300,0
300,0
0
0
18
2016 год
300,0
300,0
0
0
20
2017 год
300,0
300,0
0
0
25
2018 год
300,0
300,0
0
0
30
1.2.1.
Проведение экологических акций
2014 - 2018 годы, в том числе:
0
0
0
0
Показатель результативности: количество проведенных акций
ед.
40
Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
2014 год
0
0
0
0
8
2015 год
0
0
0
0
8
2016 год
0
0
0
0
8
2017 год
0
0
0
0
8
2018 год
0
0
0
0
8
1.2.2.
Экологическое просвещение населения
2014 - 2018 годы, в том числе:
1500,0
1500,0
0
0
Показатель результативности: количество передач "Экологический вестник" и роликов по экологическому просвещению в сфере обращения с отходами
ед.
30
Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
2014 год
300,0
300,0
0
0
6
2015 год
300,0
300,0
0
0
6
2016 год
300,0
300,0
0
0
6
2017 год
300,0
300,0
0
0
6
2018 год
300,0
300,0
0
0
6
1.3.
Задача: проведение мероприятий, направленных на рекультивацию территорий, деградированных в результате размещения отходов
2014 - 2018 годы, в том числе:
202387,0
81130,0
121257,0
0
Индикатор выполнения: площадь рекультивированных земельных участков, занятых полигонами ТБО (далее - индикатор 3)
га
37,31

Количество мероприятий, направленных на рекультивацию земельных участков, занятых закрытыми полигонами ТБО (далее - индикатор 4)
ед.
11
2014 год
2800,0
2800,0
0
0
Индикатор 3
га
0

Индикатор 4
ед.
2
2015 год
68030,0
28120,0
39910,0
0
Индикатор 3
га
0
Индикатор 4
ед.
3
2016 год
66407,0
27407,0
39000,0
0
Индикатор 3
га
16,28
Индикатор 4
ед.
3
2017 год
50150,0
17553,0
32597,0
0
Индикатор 3
га
28,28
Индикатор 4
ед.
2
2018 год
15000,0
5250,0
9750,0
0
Индикатор 3
га
37,31
Индикатор 4
ед.
1
1.3.1.
Разработка и согласование проектов рекультивации территорий, деградированных в результате размещения отходов
2014 - 2016 годы, в том числе:
15837,0
15837,0
0
0
Показатель результативности: количество мероприятий по разработке и согласованию проектов рекультивации
ед.
5
Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
2014 год
2800,0
2800,0
0
0
2
2015 год
6630,0
6630,0
0
0
2
2016 год
6407,0
6407,0
0
0
1
1.3.2.
Проведение рекультивации территорий, деградированных в результате размещения отходов <**>
2015 - 2018 годы, в том числе:
186550,0
65293,0
121257,0
0
Показатель результативности: количество выполненных этапов по рекультивации земельных участков
ед.
6
Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда
2015 год
61400,0
21490,0
39910,0
0
1
2016 год
60000,0
21000,0
39000,0
0
2
2017 год
50150,0
17553,0
32597,0
0
2
2018 год
15000,0
5250,0
9750,0
0
1

--------------------------------
<*> Разработка конкурсной документации и проведение конкурса будут осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления Волгограда, выступающим концедентом от имени муниципального образования город-герой Волгоград. В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт органов местного самоуправления Волгограда, которым определен орган местного самоуправления Волгограда, выступающий концедентом от имени муниципального образования город-герой Волгоград.
<**> В соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 04 октября 2013 г. № 509-п "Об утверждении Порядка предоставления, расходования и учета субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на рекультивацию земельных участков несанкционированных свалок отходов".


------------------------------------------------------------------