Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 24.06.2013 N 1041н "На приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 16 ноября 2012 г. N 294 "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной услуги "Регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью" "



Направлено письмом от 25 июня 2013 г. № 02-5130

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. № 1041н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ВЕТЕРИНАРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 16 НОЯБРЯ 2012 Г. № 294 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМИТЕТОМ ВЕТЕРИНАРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "РЕГИСТРАЦИЯ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 18 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. № 49, ОТ 24 МАЯ 2013 Г. № 134)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза приказа комитета ветеринарии Волгоградской области от 16 ноября 2012 г. № 294 "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной услуги "Регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью" (в редакции от 18 февраля 2013 г. № 49, от 24 мая 2013 г. № 134) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета ветеринарии от 24 мая 2013 г. № 134 "О внесении изменений в некоторые приказы комитета ветеринарии Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной услуги "Регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе предоставления государственной услуги.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (в редакции от 18.07.2011 № 242-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 07.06.2013 № 118-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 07.05.2013 № 80-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 05.04.2013 № 43-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 18.12.2012 № 1334);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 13.09.1999 № 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции от 12.05.2013 № 49-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 21.02.2013 № 18-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.10.2012 № 413-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п "Об утверждении Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области" (от 31.10.2012 № 478-п).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного выше Закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Регламент издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет ветеринарии Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 2.1.4 Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п (далее - Положение), определено, что одной из основных задач Комитета является защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4 названного Положения председатель комитета издает приказы комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 2.6.1 Регламента установлено, что для получения государственной услуги гражданин или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в Комитет следующие документы:
а) заявление о регистрации специалиста в области ветеринарии, занимающегося предпринимательской деятельностью, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства (нахождения) физического лица, идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН), основного государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (далее - ОГРН).
Гражданин, подающий заявление на регистрацию, вправе представить самостоятельно копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и постановке на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе.
В случае если заявитель не указал сведения об ИНН, ОГРН, Комитет запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и постановке на учет в налоговом органе;
б) документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, паспорт и др.);
в) копии документов о высшем или среднем ветеринарном образовании и прохождении повышения квалификации по специализации в области ветеринарии;
г) копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений для осуществления ветеринарной деятельности;
д) акт обследования помещения для осуществления ветеринарной деятельности.
Требовать от заявителей представления иных документов, не предусмотренных настоящим подпунктом административного регламента, не допускается.
Вместе с тем согласно пункту 2.7 Регламента исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
- отсутствие в обращении, направленном в Комитет, почтового адреса, фамилии, имени, отчества заявителя;
- заявление подписано неуполномоченным на то лицом;
- текст не поддается прочтению;
- злоупотребление гражданином предоставленным законом правом на обращение и употребившим в содержании обращения нецензурные или оскорбительные выражения;
- документы представлены в неуполномоченный орган;
- представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений и документов.
После устранения оснований для отказа в предоставлении государственной услуги заявитель вправе повторно обратиться в Комитет за получением государственной услуги.
Согласно части 1 пункта 3.1 Регламента предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:
- рассмотрение и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги;
- обследование помещения для ветеринарной деятельности по месту осуществления данного вида деятельности;
- проведение заседания комиссии по выдаче свидетельств о регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- выдача заявителю свидетельства о регистрации специалиста в области ветеринарии, занимающегося предпринимательской деятельностью.
Пунктом 3.1.2 исследуемого Регламента определено, что результат проведенной административной процедуры (обследование помещения для ветеринарной деятельности по месту осуществления данного вида деятельности) и порядок передачи информации: составление акта обследования помещения для осуществления ветеринарной деятельности в двух идентичных экземплярах, один из которых передается заявителю.
На основании вышесказанного данные акта обследования являются результатом одной из административных процедур в рамках предоставления государственной услуги, в связи с чем не может быть представлен заблаговременно.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему законодательству заключается в закреплении обременительных требований к специалистам в области ветеринарии, занимающимся предпринимательской деятельностью, что создает административные барьеры для субъектов предпринимательской деятельности.
Кроме того, в тексте исследуемого Регламента выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В пункте 2.5 анализируемого Регламента содержится ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации".
Вместе с тем указанный федеральный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на утративший силу федеральный нормативный правовой акт.
Текст нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 05 декабря 2012 г. № 229.
Приказы комитета ветеринарии Волгоградской области от 18 февраля 2013 г. № 49, от 24 мая 2013 г. № 134, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 27 февраля 2013 г. № 35, от 29 мая 2013 г. № 94.
Вывод: приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 16 ноября 2012 г. № 294 "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной услуги "Регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью" (в редакции от 18 февраля 2013 г. № 49, от 24 мая 2013 г. № 134) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------