Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 11.02.2013 N 261н "На приказ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 23 августа 2012 г. N 36 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", оказываемой комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области" "



Направлено письмом от 11 февраля 2013 г. № 02-821

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. № 261н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 23 АВГУСТА 2012 Г. № 36 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ОФОРМЛЕНИЕ
И ВЫДАЧА УДОСТОВЕРЕНИЙ ГРАЖДАНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ
РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ В 1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ
ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК" И СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ
ТЕЧА", ОКАЗЫВАЕМОЙ КОМИТЕТОМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 14 ЯНВАРЯ 2013 Г. № 8)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза приказа комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 23 августа 2012 г. № 36 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", оказываемой комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области" (в редакции от 14 января 2013 г. № 8) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 14.01.2013 № 8 "О внесении изменения в приказ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 23 августа 2012 г. № 36 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", оказываемой комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", оказываемой комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 25.12.2012 № 271-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (в редакции от 30.12.2012 № 329-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 18.07.2012 № 19-П);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 28.07.2012 № 133-ФЗ);
- приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2000 № 229 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (в редакции от 07.02.2000 № 46);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 02.05.2012 № 260 "Об утверждении Положения о комитете по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" утверждается: гражданам в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, выдаются удостоверения единого образца, которые с момента их предъявления гарантируют меры социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 3 приложения к Положению о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденного приказом от 24.04.2000 № 229, удостоверения оформляются и выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании справок единого образца, выдаваемых органами исполнительной власти Челябинской, Свердловской, Курганской областей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 02.05.2012 № 260, комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, гражданской обороны, а также оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию.
Абзацем 5 пункта 3.3 названного Положения установлено, что председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 3 пункта 5.1 раздела 5 исследуемого Регламента определено, что заявители имеют право обратиться с жалобой лично (устно) или направить жалобу посредством почтовой связи (электронной почты).
Вместе с тем пунктом 2 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии возможности направления жалобы заявителем через единый портал государственных и муниципальных услуг либо региональный портал государственных и муниципальных услуг, МФЦ.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 29 августа 2012 г. № 157.
Приказ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 14 января 2013 г. № 8, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 30 января 2013 г. № 16.
Вывод: приказ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 23 августа 2012 г. № 36 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", оказываемой комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области" (в редакции от 14 января 2013 г. № 8) не соответствует действующему федеральному законодательству в части отсутствия возможности направления жалобы заявителем через единый портал государственных и муниципальных услуг либо региональный портал государственных и муниципальных услуг, МФЦ.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------