Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 по делу N А12-21760/2013 "О прекращении производства по делу"



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу № А12-21760/2013

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Резолютивная часть определения объявлена 5 декабря 2013 года.
Мотивировочная часть определения изготовлена 10 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пономаревой Елены Викторовны, судей Кулик Инны Васильевны, Стрельниковой Натальи Викторовны;
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,
при участии в судебном заседании:
от Правительства Волгоградской области - Л., представитель по доверенности <...>;
от министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Г., старший консультант, доверенность <...>;
от прокуратуры Волгоградской области - Маланина Н.А., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, служебное удостоверение <...>;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества "Орт" (ИНН 7723815142, ОГРН 1117746813590) к Правительству Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547) об оспаривании нормативных правовых актов, с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, с участием в деле прокуратуры Волгоградской области;

установил:

Закрытое акционерное общество "Орт" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующими постановления Губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 № 507 "Об утверждении официального толкования постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", в части вступления настоящего постановления в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Заявленные требования мотивированы несоответствием оспариваемых актов положениям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Земельному кодексу Российской Федерации.
Правительство Волгоградской области в представленном отзыве на заявление просило производство по делу прекратить в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Прокуратура Волгоградской области в судебном заседании указала, что производство по делу подлежит прекращению по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде за неподведомственностью.
Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01 января 2010 года, утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 постановления от 20.11.2012 № 1130 настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 № 507 утверждено официальное толкование постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", согласно которому формулировка пункта 4 постановления от 20.11.2012 № 1130 о вступлении настоящего постановления в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования не предусматривает применение обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу.
Закрытое акционерное общество "Орт" полагает, что данные постановления приняты в нарушение Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Земельного кодекса Российской Федерации и указывает, что согласно статье 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Предыдущая кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 года, поэтому, по мнению заявителя, новая кадастровая стоимость земельных участков должна была утверждена не позднее 3 августа 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания частей 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Учитывая, что оспариваемый акт Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" принят органом государственной власти, его содержание составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, соответственно, оспариваемое постановление относится к нормативному правовому акту.
Оспариваемый нормативный акт издан уполномоченным органом и опубликован в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 41 Закона Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснение законов и иных областных нормативных правовых актов или их предписаний правомочным нормотворческим органом области. Официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании законов и иных областных нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения. Официальные акты - разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые ими областные нормативные правовые акты.
Таким образом, оспариваемое постановление Губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 № 507 "Об утверждении официального толкования постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" является нормативным правовым актом.
По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58).
Согласно пункту 1 статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Указанные нормы права не определяют виды нормативных актов, предмет их правового регулирования, а лишь устанавливают критерии подведомственности данной категории дел, при наличии которых указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, согласно которому к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В связи с этим указанные дела, в том числе, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также названные в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, если арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Однако данной нормой Закона арбитражные суды не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Между тем ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом к подведомственности арбитражного суда не отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Что касается ссылки заявителя на Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то суд полагает ее подлежащей отклонению, поскольку оспариваемый обществом нормативный правовой акт не регулирует правоотношения в сфере оценочной деятельности.
Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2012 № 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон Российской Федерации от 07.06.2013 № 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не затронули критерия определения компетенции арбитражных судов в части оспаривания нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения кадастровой стоимости.
Поскольку статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность рассмотрения данной категории споров (оспаривание нормативных актов в сфере земельных правоотношений) в арбитражном суде, отсутствует федеральный закон, относящий рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, то настоящий спор неподведомственен арбитражному суду.
Соответствующая правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.03.2008 № 9504/07 и в последующем указана в пунктах 2, 2.2, 2.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При изложенных обстоятельствах производство по делу следует прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при прекращении производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 151, статьями 184 - 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Производство по делу по заявлению закрытого акционерного общества "Орт" о признании недействующими постановления Губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 № 507 "Об утверждении официального толкования постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", в части вступления настоящего постановления в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, прекратить.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Орт" (ИНН 7723815142, ОГРН 1117746813590) из федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи
И.В.КУЛИК
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА


------------------------------------------------------------------