Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 10.04.2013 N 599н "На постановление Правительства Волгоградской области от 26 февраля 2013 г. N 92-п "О дополнительных государственных гарантиях для лиц, замещающих государственные должности Волгоградской области, и лиц, относящихся к отдельным категориям государственных гражданских служащих Волгоградской области"



Направлено письмом от 11 апреля 2013 г. № 02-2276

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. № 599н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. № 92-П "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, И ЛИЦ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 151 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза постановления Правительства Волгоградской области от 26 февраля 2013 г. № 92-п "О дополнительных государственных гарантиях для лиц, замещающих государственные должности Волгоградской области, и лиц, относящихся к отдельным категориям государственных гражданских служащих Волгоградской области" на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим постановлением утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области, и лицами, относящимися к отдельным категориям государственных гражданских служащих Волгоградской области (далее - Положение).
Предметом правового регулирования рассматриваемого постановления являются отношения в сфере предоставления дополнительных государственных гарантий государственным гражданским служащим.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 16.10.2012 № 170-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013 № 55-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции от 06.12.2011 № 395-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013 № 57-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 06.12.1999 № 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области" (в редакции от 28.12.2012 № 191-ОД);
- Законом Волгоградской области от 12.12.2007 № 1591-ОД "О жилищном фонде Волгоградской области" (в редакции от 08.02.2013 № 9-ОД);
- Законом Волгоградской области от 08.04.2005 № 1045-ОД "О государственной гражданской службе Волгоградской области" (в редакции от 13.03.2013 № 24-ОД);
- Законом Волгоградской области от 09.01.2007 № 1410-ОД "О приватизации имущества, находящегося в собственности Волгоградской области" (в редакции от 12.10.2012 № 111-ОД).
В соответствии с пунктами "н", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на иные государственные гарантии.
Пунктом 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Следовательно, исследуемое постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем исследуемый нормативный правовой акт не соответствует действующему федеральному законодательству по следующему основанию.
Анализируемым постановлением Правительства Волгоградской области утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области.
Вместе с тем пунктами 1 и 2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Частью 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Закона Волгоградской области "О жилищном фонде Волгоградской области" к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Подпунктом "ж" части 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что Законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 16 Устава Волгоградской области к полномочиям Волгоградской областной Думы относится установление порядка управления и распоряжения собственностью Волгоградской области, в том числе долями, паями и акциями в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
Статьей 44, пунктом 5 части 2 статьи 32 Устава Волгоградской области установлено, что порядок управления и распоряжения собственностью Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области.
Правительство Волгоградской области управляет и распоряжается собственностью Волгоградской области в соответствии с законами Волгоградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Волгоградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается во вторжении Правительства Волгоградской области в компетенцию Волгоградской областной Думы в части установления порядка распоряжения собственностью Волгоградской области в форме приватизации служебного жилья.
Содержание и форма анализируемого постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 06 марта 2013 г. № 40.
Вывод: постановление Правительства Волгоградской области от 26 февраля 2013 г. № 92-п "О дополнительных государственных гарантиях для лиц, замещающих государственные должности Волгоградской области, и лиц, относящихся к отдельным категориям государственных гражданских служащих Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------