Художник четко объясняет, как использовать свой метод, на примере 20 работ, созданных в период с 1911 по начало 2000-х годов. В книге рассматриваются картины таких великих художников, как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Марк Ротко и Энди Уорхол.
Точка входа: как понять и полюбить современное искусство
Колонки «Точка входа» рассматривают, как войти в новую сферу знаний и попробовать что-то неизвестное для вас. Наша постоянная сотрудница Ольга Дельгина, художник и куратор, собрала несколько советов о том, как понять современное искусство.
Современное искусство окружено множеством мифов. Например, существует такой стереотип. Чтобы понять это, нужно прочитать много книг. Скорее — доминировать над «словом», как они это называют. Однако искусство можно рассматривать, не прибегая к терминологии критического искусства.
Знакомство с современным искусством стоит начинать не с книг, а с посещения выставок и публичных программ в музеях и галереях. Если вы решили отправиться в центр современного искусства или на биеннале, заранее посетите сайт фонда или проекта, чтобы узнать о программе мероприятий. Запланируйте следующую лекцию, экскурсию, семинар или встречу с художником. Не бойтесь задавать простые или сложные вопросы во время экскурсии — все художники и кураторы будут рады рассказать о проекте.
Что еще важно учесть
Не читайте списки или оценки. Прежде всего, потому что оценки должны быть читабельными и понятными, кто их писал, с какой целью, кому они выгодны, кто оценивал артиста, по каким параметрам и т.д. И самое главное, оценка может повлиять на представление о том, что искусство считается «хорошим». На мой взгляд, как бы это ни звучало, важно найти свой собственный путь в мире искусства и выслушать как можно больше мнений, но в первую очередь доверять себе и выработать личные критерии относительно того, что является запоминающимся, инновационным и качественным.
Первое и самое простое правило: «Если вы посещаете современные музеи, вы имеете отношение к современному искусству». Это не универсальная истина, но в большинстве случаев она работает.
Искусство сейчас находится на той стадии, когда сосуществуют все формы, виды и способы выражения, и трение и сложность отношений между документальным и абстрактным, объемом и уровнем, реальным и воображаемым мирами не являются ими. Сейчас он выглядит очень насыщенным и свежим. Другими словами, вопросы чисто эстетического характера часто (но не всегда) отходят на второй план и уступают место этическим дилеммам и полунаучным вопросам. Не будет преувеличением сказать, что современное искусство уделяет больше внимания чувственному, но иногда воображает себя неким философским кузеном. Она поднимает неудобные вопросы, ставит насущные проблемы и учит критическому мышлению. Поэтому, если вы видите что-то красивое и приятное, это, скорее всего, декоративное, а не современное искусство.
Что говорят художники и кураторы?
Арсений Жиляев, художник и куратор:.
‘Спереди, для неподготовленного человека, современное искусство похоже на вселенную, уходящую в небытие. Казалось бы, есть известные элементы, известные из школьных учебников, такие как скопление звезд, пустота или действие физических сил. Но трудно представить, почему все это происходит. Таким образом, как все понять и визуализировать. Аналогичная ситуация и с современным искусством. Проще игнорировать его или активно отталкивать и сосредоточиться на более понятных, земных проблемах, которые вам ближе. Главное правило пост-авангардного искусства — отрицание правил, которое превращается в отрицание правил, и так до бесконечности. Оказывается, существует даже формула для объяснения хаоса. Искусство не является исключением. И я стараюсь относиться к этому, как инженер-конструктор, легко, скорее наоборот. Вместо этого эксперт оказывается на поверхности Вселенной, где он выше всего остального. В этом смысле его положение мало чем отличается от того, кто начинает с нуля. Эксперт просто понимает и принимает вечные принципы с нуля. И главная задача преподавания искусства — осознать этот факт (ну, и некоторые параметры этого процесса) и занять по отношению к нему определенную позицию.
Евгений Гранильщиков, художник
‘Не совсем понятно, что это обучение современному искусству. Мой личный опыт был следующим. Сначала была средняя школа по производству мультипликационных фильмов и музыкальная школа (включая занятия по композиции), после Творческий институт журналистики и литературы., углубленные уроки по истории фотографии и кино, и, наконец, школа Родченко. Журналистское образование предполагает достаточно широкую направленность и, следовательно, знание всего без подробностей. Широкая образовательная база для понимания истории и литературы, социологии, политики и философии, но главным образом для самоподготовки. Когда я писал в SHR, я не знал, как все эти навыки, которые я приобрел ранее, помогут мне в работе в кино. Я думаю, это такой интуитивный путь, и в процессе не осознанно всегда собираться в одном месте. Например, я легко могу представить, как я учусь на повара или дантиста, затем иду в художественную школу и начинаю перформанс с кулинарии. Школа изящных искусств — это не только обучение современному искусству, но и этап институционализации, без которого было бы очень проблематично двигаться дальше».
Светлана Тейлор, куратор:.
Светлана Тейлор, куратор: «Современный немецкий философ Петер Слотердайк недавно сказал, что «просвещение — это новое гостеприимство». Это вызывает ряд ловушек, начиная с лекций и заканчивая домами. Как суперзвезда, люди интересуются, люди приходят — как Билли Айлиш, конечно, полно туров и магазинов. Новые знания — это приятное путешествие, уникальный опыт безопасного путешествия в неизвестность. И, конечно, чтобы произвести впечатление. По возможности, как можно больше развлечений. Все школы сменили карьеру, что наглядно показано в последнем «Винзаводе». Из услуг, предлагаемых школами, в наши дни они абсолютно законны. Короче говоря, все они перешли к формированию «продуктов», и непонятно, что происходит сейчас, что будет со всем этим. Можно сказать, что это никого не волнует. Конечно, чтобы не превратиться в чисто коммерческую инициативу, все переходят к глобальным проблемам современности, но в контексте наблюдателя. Проблема в том, что сегодня никто не хочет быть одиноким. На самом деле, самое правильное для каждого — не переставать быть художником без поддержки институтов, даже правильных.
Во-первых, четко определите, о каком виде искусства идет речь. Создайте визуальный образ и объясните, что речь идет о визуальном произведении искусства, которое не обязательно должно быть «наушниковым», т.е. восприниматься акустическим инструментом.
А где смысл?
Теперь посмотрите дальше на вопрос. Говорят, что в том или ином произведении есть много идей и философских мыслей… Но они не определяют, какие именно, и, конечно, не могут объяснить философию, которую они выдвигают. Или они не были помещены туда в первую очередь? Возможно, это не проект, но в лучшем случае это большая щетка или осевшая грязь. В худшем случае это может быть элементарная краска, нанесенная пальцами или руками. В лучшем случае руками, но есть примеры, когда вы можете использовать свои ноги и, позвольте, ягодицы… Но любая часть тела. А еще есть ужастики, которые привлекают внимание к своей работе, создавая «шедевры» из знакомых частей тела … (в интернете можно найти множество примеров такой работы)
Но хотя многие скажут, что неважно, кто его создал, важно то, что в итоге получилось. Может быть, я согласен, но как и что — не имеет значения. Некоторые люди вместо краски используют собственную кровь или пепел.
Многие люди находят философию почти в каждом представленном «шедевре». Главное, говорят авторы, что это сложное произведение искусства, и вскоре будут найдены новые идеи. Однако эту философию можно найти и в отсутствие этого белого листа на небе. Философию можно найти где угодно, в небе, и обосновать все.
Все мы часто смотрим на свои потолки и стены перед сном и думаем о том, что из пятен на стенах можно создать целую книгу. ‘Я стоял перед этим изображением полчаса и стал смотреть на бесконечную вселенную космоса. Но если вы посадите человека перед белой стеной и заставите его смотреть на нее в течение двух часов, ждите. Он обязательно начнет видеть там всю суть мироздания, прошлое, будущее и другие сюжеты. Это будет плод человеческого воображения. И это не значит, что эта стена уникально расписана неизвестным гением, художником. Это самая обычная стена, каким-то образом оштукатуренная и не более того.
Отличается ли так называемое «современное искусство», покрытое плесенью уже более века, от этой белой стены, как его воспринимают люди? Нет!!! Разницы нет! Человек видит на полотне то, что хочет видеть, а не то, что показывает ему художник. Там он может увидеть шедевр гения, или это может быть самая обычная картина, сделанная левой ногой.
«Элитарное искусство»
Давайте запомним термин «элитарное искусство», как его часто будут называть в будущем. Это было проклятием академического искусства много веков назад. Они говорят, что он очень элитарный и не доступен для всех. Хорошо, я понял! Давайте начнем! Самый популярный лозунг сегодня — «искусство в массы»! Давайте рассмотрим подробнее, что происходит на самом деле.
Происходит замена наиболее распространенных типов понятий и смыслов. Сегодня они любят менять понятия и значения, еще больше запутывая людей ради собственной выгоды и удобства.
Что означал термин «элитарное искусство» в прошлом? Столетия назад термин «элитарность» означал способности художника — его владение материалом. Прошло несколько десятилетий, прежде чем он научился рисовать. Люди потратили полжизни, прежде чем это стало смыслом их жизни. Но сам проект был максимально доступным. Таким образом, преподаватели годами учились, чтобы всего несколькими штрихами дать что-то милое, красивое и понятное всем, независимо от знаний аудитории. Даже уличные бомжи могли оценить эти постановки.
Что означает «элитарное искусство» в наши дни? Это очень просто, замените все и получите ответ. Сегодня каждый может стать учителем. Пока мы берем краску, мы будем падать на бумагу, делая ее лучше на ягодицах, так что наши выпуклые ягодицы будут оставлять жирные следы на бумаге в веках. Самое главное, не забывайте снимать своих друзей на все происходящее с помощью iPhone, снимайте видео и выкладывайте его в Instagram. Это готовый шедевр, писатель популярен, и люди ценят попсу. Рецепт очень простой и понятный. Любой человек может стать учителем за пять минут. Вам не нужен ученый в области композиции, цветоведения, анатомии или многолетние исследования. В конце концов, самые ценные творения в наши дни — это наивные детские рисунки.
И что означают эти шедевры? Нет… Быть честным и тайным, но не говорить об этом … На самом деле, если публика не имеет представления о смысле, она не может уловить размер идеи, а это значит, что серая масса просто умна, потому что писатель такой крутой и умный. Более поздние могут понять это спустя годы.
Теперь вы не можете сказать, что писатель разводит грязь, что он остается глупым и сектантским под предлогом «элитарного искусства» для всех нас. Теперь вы должны сказать, что я незрелый и ничего не понимаю.
Суть парадокса
В этом и заключается парадокс. Искусство стало ближе к людям, доступным для творчества и в то же время очень далеким от понимания. Но невозможно отличить людей, которые создают очень художественные вещи, от тех, кто по глупости рекламирует скандалы и голые тела.
Искусство нужно понимать без объяснений, особенно комментарии искусствоведов. В конце концов, эти искусствоведы могут создавать шедевры из чего угодно. Как учителя рисования, они могут научить нас этой конфиденциальности, но SSS, никто … Но нас интересует реальная стоимость той или иной работы. Поэтому для настоящего искусства достаточно названия. Как минимум, должно быть описание, объясняющее мифы, которыми руководствуется работа. Или опишите место, описанное автором. Или говорит о человеке, изображенном на ней. Это тоже не всегда необходимо, но самого проекта достаточно и без названия.
Теперь все они описывают историка, что писатель ел перед этим, что курил, как провел ночь, с чем встал утром, что почувствовал, когда сделал первое прикосновение, и что именно повлияло на писателя, на выбранную им тему… Ну, К. Что чувствовал писатель, что он ел и как провел ночь накануне, каким он его запомнил… Мы должны увидеть все это в действии и понять только после того, как увидим картины и шоу. Если необходимы дополнительные пояснения, оставьте текст в истории искусств, так как он нуждается в доработке. Текст уже сам по себе красив и ярок.
Даже если вы покорили первый шаг, вы вряд ли сможете влюбиться в тот же бекон всем сердцем. Я сам случайно закрыл другую работу художника, глаза которого были открыты.
«Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство», Оссиан Уорд
Британский искусствовед Осиан Уорд говорит, что современное искусство было создано за последние два десятилетия. Чтобы понять это, автор предлагает отказаться от общего исторического фона и воспринимать все произведения через свет наших собственных чувств.
По словам Уорда, в нашем мире время бежит быстро, информационный шум длится 24 часа в сутки, но только самые мощные проекты заслуживают внимания. И одним из основных навыков, которыми обладают зрители, является способность видеть все произведения так, как будто это происходит впервые.
В этой книге, по словам Оссиана Уорда, вы получите искусство как шутку, искусство как медитацию, искусство как зрелище, искусство как послание, искусство как конфликт, искусство как факт, а также вы получите готовые инструменты, которые помогут вам сформировать собственное мнение о произведениях искусства. В книге основное внимание уделяется институтам, перформансам, объектам и видео.
«Семь ключей к современному искусству», Саймон Морли
С точки зрения художника Саймона Морли, произведения современного искусства необходимо рассматривать одновременно в семи контекстах: историческом, биографическом, эстетическом, эмпирическом, теоретическом, скептическом и рыночном. Рассмотрение произведения в свете других вопросов и наших собственных мировоззрений делает анализ более тщательным и дополняет впечатления от просмотра.
По мнению автора, этот метод может оказать преобразующее воздействие на меняющиеся представления зрителей о произведении, помогая избежать слепого поклонения, не ставя перед зрителем рамки.
Художник четко объясняет, как использовать свой метод, на примере 20 работ, созданных в период с 1911 по начало 2000-х годов. В книге рассматриваются картины таких великих художников, как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Марк Ротко и Энди Уорхол.
«Современное искусство и как перестать его бояться», Сергей Гущин и Александр Щуренков
По мнению коллекционера Сергея Гущина и художника Александра Щуренкова, одна из главных причин неприятия современного искусства — страх признать, что мы ничего не знаем и не понимаем, и страх искать это.
Чтобы преодолеть эти страхи, мы должны сначала честно признаться в них самим себе. Во-вторых, мы должны задать себе четыре вопроса, когда в следующий раз придем на выставку.
- Что я вижу перед собой?
- Из каких материалов и в какой технике выполнена эта работа?
- Как целиком можно описать то, что я вижу?
- Какие эмоции вызывает эта работа?
Ответы на эти простые вопросы — первые шаги к пониманию современного искусства.
Книга содержит краткие справки по истории 20 искусств, готовые инструкции о том, где и как смотреть современные работы, а также ответы на самые популярные вопросы, возникающие при изучении предмета.
Пожалуй, самое сложное смешение стилей можно наблюдать в картинах Анатолия Пулика. Чувствуется влияние страха и экспрессионизма, нави и пост — клашизма. И не всегда понятно, что еще есть в проекте. Оценка картины Пурлика «Морячки из Гоа»:.