Полезными могут оказаться семинары для самоучек и школы игры на гармонике, проводимые национальными и международными исполнителями.
Виды губных гармошек
Существует несколько типов этих инструментов.
Они перечислены в таблице:.
Виды | Характеристика |
Тремоло | Со слегка расстроенными двумя звуковыми язычками по отношению друг к другу для каждой ноты. Здесь имеются только правильные ноты, без полутонов. Инструмент примитивен, но доступен в обучении для начинающих |
Хроматические | Обладают полным звукорядом, позволяющим исполнять мелодии в разнообразных стилях и любой тональности |
Диатонические | Самые распространенные инструменты, особенно подходящие для блюза. Их характеризует насыщенное и густое звучание |
Октавные | Разновидность предыдущих, с двумя звуковыми пластинами, установленными на октавный интервал |
Басовые | Состоят из двух инструментов, шарнирно соединенных по вертикали. Звук извлекается только выдохом |
Аккордовые | Напоминают предыдущие, но способны работать и на вдохе |
Как выбрать?
При выборе аккордеона следует придерживаться следующих рекомендаций
- Приобретать ее только в специализированном магазине.
- Проверить, с использованием специальных мехов, продувая в обе стороны, чтобы убедиться в отсутствии западания язычков и беспрепятственном извлечении звука.
- Удостовериться в чистом звучании, отсутствии дребезжания и совпадении звуков с нотами.
- Обращайте внимание, кем изготовлен инструмент. Лучшее изделие обеспечит только проверенная компания.
- Выбирать разновидность гармошки, соответствующую вашим музыкальным предпочтениям и жанру музыки, который собираетесь играть.
Важная деталь! Не экономьте, чтобы не купить действительно хороший аккордеон, потому что действительно качественные инструменты стоят недешево.
Базовая техника для начинающих
При изучении техники самостоятельной игры особенно важно обратить внимание на такие моменты
-
Расположение инструмента. На качество звучания большое влияние оказывает кладка рук.
Аккордеон держат левой рукой, а правая рука используется для корректировки направления звука.
После изучения и отработки отдельных аккордов выбирается паттерн. Первое простое решение — добавить мелодию.
- Трель – мелизм, с чередованием двух соседних нот.
- Глиссандо – три ноты и более постепенно переводятся в созвучие.
- Тремоло – создание эффекта дрожания звука, сжимая или расслабляя ладони и губы.
- Бэнд – тон нот корректируется силой и направлением воздушного потока.
В отличие от других духовых инструментов, аккордеон может работать в двух направлениях: на вдохе и на выдохе.
При наличии терпения и регулярной практики можно достичь высокого уровня профессионализма при игре на аккордеоне. Спешка приводит к тупикам и отбивает желание продолжать.
Как научиться играть на губной гармошке
Что такое маленький, компактный инструмент, который можно взять с собой в путешествие или на встречу с друзьями? Конечно же, аккордеон. Научитесь играть на этом инструменте и станьте арфистом, которого называют музыкантом, играющим на аккордеоне. Это может сделать каждый. Вам просто нужно быть терпеливым, внимательным и уделять немного времени упражнениям.
Изобретение этого компактного инструмента принадлежит Кристиану Баушману. Человек, далекий от музыки, немецкий часовщик Х.Ф.Л. Баушман изобрел инструмент в 1821 году и назвал его «Аура». Аура состояла из железной пластины с 15 отверстиями и была закрыта стальными прутьями. Учитель использует свое изобретение в качестве намотчика. Звуки можно было извлекать из ауры одним выдохом, причем звуки располагались в хроматическом порядке. Позже другие мастера начали модифицировать ауру, и родился аккордеон.
Основные конструкторские решения по созданию инструмента были приняты мастером Рихтером. Он построил гармошку с 10 отверстиями и 20 язычками для вдоха и выдоха. В таком виде инструмент получил название мундгармоника (духовой инструмент). Аккордеон был настроен на целую тональную шкалу.
Компания Hohner внесла значительный вклад в развитие аккордеона. Предприниматель и коммерсант Матиас Хорнер стал крупнейшим производителем аккордеонов в 1857 году. Компания значительно расширила свой музыкальный репертуар, представив цветной аккордеон.
Этот инструмент принадлежал к большому семейству пневматических инструментов. В эту группу входят многочисленные духовые инструменты, аккордеоны и баяны.
- флейта;
- блокфлейта;
- кларнет;
- саксофон;
- гобой;
- фагот;
- духовые органы;
- аккордеон и гармонь.
Виды губных гармошек
Аккордеонные инструменты состоят из двух пластин с язычками. Первая пластина действует на выдохе, а вторая — на вдохе. Пластины помещаются в корпус, который закрывается двумя пластинами. В каждой пластине открываются щели разной длины, и на них помещаются выводы соответствующих размеров. При вдохе или выдохе воздух проходит через стержни и вибрирует. Таким образом, из инструмента выводится звук.
Существует два типа аккордеона.
- Диатонические — не имеют полутонов. Игру на них можно сравнить с игрой на белых клавишах рояля.
- Хроматические — позволяют извлекать полутона. Такие гармоники бывают двух видов: соло и аккомпанемент. Для игры соло используют инструмент, снабженный слайдером, при нажатии на который извлекаются полутона. Для аккомпанемента используют басовые гармоники.
Как научиться играть на аккордеоне — смотрите видео.
Как научиться играть на губной гармошке
Прежде всего, необходимо выбрать правильный инструмент. Для начинающих подойдет целая гамма в ключе до мажор и целая гамма с 10 отверстиями. В большинстве случаев для обучения игре вы выбираете аккордеон из морского оркестра Хонера, но можно использовать и инструмент другой компании.
Для оценки его игры и наблюдения за ходом урока необходимо записывающее устройство, например, магнитофон или видеокамера.
Лучше всего учиться играть перед зеркалом. Зеркала могут помочь оценить правильность исполнения. Например, при игре нужно двигать инструментом, а не головой.
Получение хороших результатов от курса требует терпения и времени. Рекомендуется регулярно практиковаться в течение некоторого времени, чтобы не потерять приобретенные навыки.
В этом видео вы познакомитесь с этим инструментом.
Первые шаги в игре
Первое, что вам нужно сделать, это хорошо освоить инструмент. Для этого цифры на отверстиях должны быть расположены по направлению к ученику. В этом случае басовые ноты находятся справа, а высокие — слева. Дуя во все три отверстия аккордеона одновременно, вы получите до-мажорный аккорд.
При игре на до-мажорном аккордеоне в основном используется выдох. Это известно как игра в первой позиции или «прямой аккордеон». Он подходит для исполнения простых мелодий и народных песен. Поэтому для мажорных мелодий аккордеона можно импровизировать, не выходя за пределы среднего отверстия, но обязательно играть в правильном ключе.
Блюзовые мелодии следует учить играть во второй позиции или на «кросс-гармонике». Во второй позиции вы должны использовать первые пять отверстий инструмента и получать ноты в основном с помощью дыхания. При такой технике аккордеон играет не на своей высоте, а в пять раз выше. Это означает, что если аккордеон играет в до-мажоре, то вторая позиция игры будет до-мажорной.
Следует помнить, что
- Первая позиция «прямая гармошка» — играть в основном на выдохе, на средних отверстиях инструмента. Этот прием используют для создания импровизаций в стиле фолк.
- Вторая позиция «перекрестная гармошка» — играть в основном на вдохе, на первых пяти отверстиях инструмента. Этот прием используют для импровизаций в стиле блюз.
Чтобы научиться играть по нотам, необходимо научиться правильной артикуляции губ. Самый простой способ начать работу — начать экспортировать аккорды.
- Надо поднести гармошку ко рту таким образом, чтобы между губами оказались четвертое, пятое и шестое отверстия, и сделать выдох; получится аккорд из трех нот — это первый аккорд № 1.
- Чтобы получить второй аккорд, надо, чтобы между губами оказались отверстия пять, шесть и семь. Опять сделать выдох, и получается второй аккорд № 2 из трех нот.
- Третий аккорд — это второе, третье и четвертое отверстия губной гармоники. Поднести гармошку к губам и сделать выдох — в результате получился третий аккорд № 3.
Когда вы освоите эти три аккорда один за другим, можно приступать к отработке следующих.
- № 1, № 1, № 2.
- № 2, № 2, № 2.
- № 1, № 2, пауза, № 1.
- № 1, № 2, № 2, № 1. № 2, № 2,№ 1 пауза. № 1,№ 2, № 2, № 1. № 2,№ 2,№ 1.
- № 3, пауза, № 3, № 1. № 3, пауза, № 3. № 2, пауза,№ 1. № 3,№ 1,№ 2.
Начинающие музыканты сталкиваются с множеством советов, которые не всегда легко понять. В статье рассказывается, с чего начать обучение игре на аккордеоне.
Постановка губ и дыхания
Прежде всего, необходимо выяснить основные отличия аккордеона от всех других духовых инструментов. Дело в том, что он издает звук не только при выдохе, но и при вдохе. Кроме того, звуки, издаваемые при одном и том же вдохе и выдохе, не одинаковы, они имеют разную высоту.
Приведенная ниже схема мундштука для аккордеона C-dur наглядно это демонстрирует.
Поэтому, чтобы получить ноту «си» в первой октаве, в первое отверстие мундштука нужно дуть (т.е. выдыхать). (Если вы останетесь (в первом отверстии) и начнете втягивать воздух через рот, вы услышите другую ноту в тональности. Это «ре» первой октавы. Аккордеоны имеют различные язычки и воздушные каналы, которые проходят через них во время вдоха и выдоха.
Первой проблемой для начинающего музыканта является точность движения внешнего воздуха изо рта во время выдоха или, наоборот, при вдохе в правильный звуковой канал (отверстие) в мундштуке.
Поскольку размеры аккордеона настолько малы, расстояние между каналами настолько мало, что многие отверстия могут попасть в воздушную зону одновременно, в тот момент, когда мундштук прижат к губам. Нацелиться на один звук всегда непросто.
В этом случае существует два основных способа прослушивания нот
- Первый из них в среде музыкантов-харперов шутливо называется «поцелуйчиком» за схожесть принятия формы губ с намерением поцеловать кого-либо по-родственному (в щёку или лоб). По-другому его называют методом «свистка». Уголки губ при этом прижимаются к зубам, а середина губ округляется и выдвигается вперёд (всё это делается при помощи соответствующих групп мышц). В этом случае нужно постараться так расположить полученный из губ «воздушный канал», чтобы воздух точечно был нацелен на нужное звуковое отверстие мундштука. Но при этом следует соблюдать строгое правило: мундштук гармоники должен всегда находиться между губами, а не перед ними.
- Во втором способе используется блокировка (закрытие) соседних отверстий языком и уголками губ. Губами захватываются 3 или 4 отверстия гармошки, из которых только одно оставляют открытым, а 2 или 3 «ненужные» блокируются языком. Этот метод значительно сложней предыдущего, но у него имеются свои преимущества, в связи с чем им также необходимо научиться пользоваться. К тому же только такая позиция губ применяется для одновременного извлечения нескольких звуков (двойных созвучий и аккордов). При игре аккордами помощь языка также будет нужна для придания ритмичности композиции.
Дыхание развивается в процессе обучения технике игры на аккордеоне. Красота и тембр звука зависят от правильной координации рук, губ, точности и плотности воздушного потока.
Существуют некоторые рекомендации по выбору первых практических упражнений для начинающих, которые в большинстве случаев все же являются первой частью обучения извлечению отдельных нот. А самый полезный способ закрепить позицию, запомнить ноты и развить слух и дыхание — это играть мажорную гамму в восходящем и нисходящем движениях.
Табулатура
Имеющиеся инструкции по изучению этого уникального инструмента с нуля, по практике игры на аккордеоне и записи мелодий используют в основном табличный формат. Он представляет собой ряд цифр, обозначающих количество отверстий аккордеона, которые необходимо последовательно продуть для создания определенной мелодии. Каждое отверстие может издавать два разных звука в зависимости от направления воздушного потока, поэтому рядом с номером пишется «-» (или «+», если требуется звук), если звук издается во время вдоха. На выдохе. Это, например, таблица основных С-нот в порядке возрастания и убывания.
В некоторых источниках одно и то же обозначение может встречаться в других вариантах.
- 4 -4 5 -5 6 -6 -7 7 -7 -6 6 -5 5 -4 4, где выдох обозначается просто цифрой, знак «+» опускается;
- 4 (4) 5 (5) 6 (6) (7) 7 (7) (6) 6 (5) 5 (4) 4, где вдох заключается в скобки, например (4), а выдох — цифрой без дополнительных обозначений.
- ↑4 ↓4 ↑5 ↓5 ↑6 ↓6 ↓7 ↑7 ↓7 ↓6 ↑6 ↓5 ↑5 ↓4 ↑4 (в этом случае знак ↑ означает выдох, а ↓ – вдох).
Кроме того, дыхание может обозначаться другими символами: число в круге, круг над числом, линия над числом и т.д. В целом, цифры выдоха несложно понять, поскольку к ним нет никаких добавок.
Следует помнить, что количество шкал и звуковых отверстий на аккордеоне имеет столько же вариантов, сколько самих тонов и отверстий в теории музыки, поэтому табы мажорной гаммы и других мелодий на разных моделях могут не совпадать (вернее может быть). Вот почему лучше владеть нотной грамотой и создавать свои собственные ноты при обдумывании красивой простой блюзовой мелодии или собственной импровизации на известную композицию. Этого следовало ожидать, но в начале пути стоит приобрести счет.
Такой подход к обучению более рационален, чем игра с цифрами всю жизнь. Табулатура не дает ритма (длительности) отдельных нот или аккордов, и в этом отношении можно допустить много ошибок при подборе неизвестных посредственному музыкальному слуху мелодий.
Техника игры
Несколько базовых уроков у специалиста помогут вам научиться правильно играть на аккордеоне. Это поможет вам занять позицию для игры как отдельных нот, так и аккордов. В некоторых жилых районах, особенно в крупных городах, обязательно есть музыкальные школы с преподавателями в этой области.
Полезными могут оказаться семинары для самоучек и школы игры на гармонике, проводимые национальными и международными исполнителями.
Из национальных семинаров можно отметить следующие семинары
- Смолин К. О. «Губная гармоника. Самоучитель»;
- Белецкая М. «Самоучитель игры на губной гармошке»;
- Скалозубов В. «Школа игры на губной гармошке тремоло и октава»;
Из-за рубежа «Школа аккордеона» Фила Дункана, переведенная на русский язык, привлекает
На всех этих семинарах занятия начинаются с самого начала и продолжаются до тех пор, пока виртуозы инструмента не начнут бить в барабан — повороты, тремоло, вибрато, глиссандо и т.д.
В Интернете есть прекрасные видеоуроки, которые помогут начинающим научиться играть на диатоническом аккордеоне, мастер-классы от экспертов высокого уровня и дальнейшее совершенствование игры тех, кто уже добился определенных успехов в игре на этом инструменте. Известный исполнитель-виртуоз Борис Плотников (на фото ниже) имеет очень интересный вариант игры соло и аккордовых звуков.
Он предлагает простой способ воспроизведения звука, основанный на необычном положении инструмента между губами — аккордеон, где мундштук располагается на нижней губе под углом 30-35 градусов, а верхняя губа закрывает почти 2/3 верхней губы. Поэтому нижняя губа является основным барьером против «нежелательных» отверстий в инструменте при воспроизведении нот.
Мы рекомендуем вам посмотреть следующее видео, чтобы самостоятельно оценить этот метод.
Научитесь получать удовольствие от процесса, постепенно изучая инструмент и его функции. Рано или поздно вы увидите результаты. Главное — следовать по пути, который ведет к результату.
Базовые техники
Выучив аккорды и отдельные ноты, вы сможете играть простые мелодии и немного импровизировать. Однако, чтобы раскрыть потенциал аккордеона, необходимо освоить специальные техники и приемы. Наиболее распространенные из них включают
- Трель – чередование пары соседних нот, один из общих мелизмов в музыке.
- Глиссандо – плавный, скользящий переход трех и более нот в единое созвучие. Аналогичный прием, в котором используются все ноты до конца, называют дроп-офф.
- Тремоло – дрожащий звуковой эффект, который создается за счет сжимания-разжимания ладоней или вибрации губ.
- Бэнд – изменение тональности ноты, за счет корректировки силы и направления потока воздуха.
Заключительные рекомендации
Вам не нужно знать нотную грамоту, чтобы понять, как играть на аккордеоне. Однако, уделив время обучению, музыканты смогут читать и разучивать многие мелодии, а также записывать свои собственные произведения.
Не отвлекайтесь на буквы музыкальных звуков — их легко понять (A для A, B для B, C для C, D для D, E для E, F для F и, наконец, G для G).
Если вы учитесь самостоятельно, магнитофон, метроном или зеркало могут помочь в постоянном контроле. Предварительно записанные музыкальные треки можно использовать для подготовки к выступлению вживую.
Это последнее позитивное видео.
Аккордеонный блюз.
Автор: Екатерина Науменко Иллюстрация М. Берецкой «Самоучитель игры на аккордеоне».