Уголок Говарда Филлипса Лавкрафта. Ховард Филлипс Лавкрафт Лавкрафт в 1934 году Родился 20 августа
H. P. Lovecraft
Ховард (Ховард) [4] Ховард Филлипс «HP» Лавкрафт, Америк .: / l ʌ vkr æ ft /, 20 августа 1890 г. (1890-08-20), Провиденс, Род-Айленд, США — 15 марта 1937 г., там же .) — американский писатель и журналист, работавший в жанрах ужасов, мистики, фэнтези и научной фантастики, соединив их в оригинальном стиле. Классик американской литературы. Произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые ужасы Лавкрафта. «Ядром» творческого наследия Лавкрафта являются так называемые мифы о Ктулху.
Лавкрафт родился и прожил большую часть своей жизни в Провиденсе, штат Род-Айленд. Его работы, первоначально опубликованные в недорогих бульварных журналах, впоследствии оказали огромное влияние не только на формирование современной литературы ужасов, но и на мировую популярную культуру в целом.
Ховард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в Провиденсе, штат Род-Айленд, США. Он был единственным ребенком в семье коммивояжера Уинфилда Скотта Лавкрафта (1853-1898) и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт («Сьюзи», 1857-1921) [5]. Мало что известно о деятельности Уинфилда; Жена Ховарда Соня писала в своих мемуарах, что отец ее мужа некоторое время работал коммивояжером в ювелирной компании Gorham Manufacturing Company. [6]. Мать Ховарда была дочерью предпринимателя Уиппла Ван Бюрен Филлипса. (1833–1904), на момент свадьбы Уинфилда и Сьюзен, очень богатого человека [7]. В молодости Говарда его родители несколько раз переезжали между Провиденсом, Дорчестером и Оберндейлом (английский) русский язык… В апреле 1893 года, когда Говарду Лавкрафту было два года, его отец был помещен в психиатрическую больницу, где он оставался в течение пяти лет до его освобождения и преждевременной смерти 19 июня 1898 года. Психическое заболевание Уинфилда, вероятно, было связано с третичным сифилисом [8] .
После того, как Уинфилд был госпитализирован, семья была вынуждена переехать в Провиденс, в дом отца Сьюзен, Уиппла Ван Бюрен Филлипса. Согласно воспоминаниям Говарда Лавкрафта, «мой любимый дедушка .. стал центром всей моей вселенной» [9]. Уиппл показывал племяннику предметы искусства, привезенные из путешествий по Европе, писал письма племяннику из командировок и рассказывал страшные истории собственного сочинения; он также исцелил своего пятилетнего племянника от страха перед темнотой, заставив его пройти через несколько темных комнат в своем доме [9]. Лавкрафт был вундеркиндом: по собственным воспоминаниям, он читал стихи в двухлетнем возрасте, а к шести годам уже писал свои собственные. Любимым местом мальчика в дедушкином доме была библиотека, где он познакомился с классической литературой, готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи [10]. На Лавкрафта глубоко повлияли смерть и похороны своей бабушки Роби в 1896 году; ему начали сниться кошмары, которые позже отразились на его творчестве. В ужасных снах существа с перепончатыми крыльями, которых Лавкрафт называл ночными тощими (в разных переводах «ночные совы» или «ночные мверси»), поднимали его в воздух и куда-то уносили; Сам Лавкрафт позже считал, что заимствовал этот образ из иллюстраций Доры к «Потерянному раю» [11] .
В возрасте 6-8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большинство из которых не сохранились до наших дней. В 14 лет Лавкрафт написал свое первое серьезное произведение «Зверь в пещере». В детстве Лавкрафт часто болел и пошел в школу только в восемь лет, но через год его оттуда забрали. Он много читал, в то же время изучал химию, с 1899 г написал несколько работ (воспроизвел их малым тиражом на гектографе) («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.
Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904 году, после чего семья стала очень бедной и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Ховард был опечален отъездом и даже подумывал о самоубийстве. Из-за произошедшего с ним в 1908 году нервного срыва он так и не окончил школу, чего очень стыдился.
В детстве Лавкрафт писал художественные произведения («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочитал стихи и эссе. Он вернулся к этому «легкомысленному» жанру только в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Могила». Дагон был его первым опубликованным творением, появившимся в 1923 году в Weird Tales. В то же время Лавкрафт начал свою переписку, которая со временем стала одной из самых объемных в 20 веке. Среди его корреспондентов были Форрест Акерман, Роберт Блох, Роберт Ховард, лорд Дансани, Артур Мейхен, Август Дерлет, Кларк Эштон Смит и многие другие.
Сьюзи, мать Ховарда, после долгой истерии и депрессии оказалась в той же больнице, где умер ее муж, и скончалась там 21 мая 1921 года. Она писала сыну до его последних дней.
В 1919–1923 годах Лавкрафт активно писал, создав за годы более 40 рассказов, даже в соавторстве. В то же время основным источником дохода на протяжении всей его взрослой жизни была работа литературным редактором в индустрии любительской литературной журналистики, развитой в то время в Соединенных Штатах: начинающие писатели и наркоманы графикой с некоторыми скромно оплачиваемыми средствами на услуги одаренный, образованный и грамотный издатель, который также выполнял различные технические задания (хотя Лавкрафт всегда был обременен ручной перепечаткой как других, так и своих текстов).
Вскоре в компании журналистов-любителей Ховард Лавкрафт познакомился с Соней Грин из семьи еврейских иммигрантов из Российской империи, которая была на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, штат Нью-Йорк. После тихого Провидения жизнь Нью-Йорка не полюбила Лавкрафта. Его рассказ о «Он» был в значительной степени автобиографическим. Спустя несколько лет пара рассталась, хотя развод официально не оформили. Лавкрафт вернулся в свой родной город. Из-за неудачного брака некоторые биографы предполагали, что он был гомосексуалистом, но Грин, наоборот, назвал его «прекрасным любовником» [12] .
Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом викторианском бревенчатом доме» на Барнс-стрит, 10 до 1933 года (этот адрес является адресом дома доктора Уиллетта в «Дело Чарльза Декстера Уорда»). Этот период, пожалуй, самый интересный и продуктивный в жизни писателя. Он много путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон и до сих пор ведет активную переписку. В этот период были написаны важнейшие произведения Лавкрафта (иногда называемые «старыми текстами»), начиная с «Зова Ктулху» (1926) [13] .
Несмотря на свои писательские успехи, Лавкрафт все больше нуждался в деньгах. Он снова переехал, на этот раз в небольшой дом. Он был глубоко впечатлен самоубийством Роберта Ховарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, вызвавший истощение.
Ховард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе.
Предшественники
К писателям, чье творчество повлияло на Лавкрафта, о чем свидетельствуют его обзоры в эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» и список, представленный его биографом Сунандом Джоши [14] [15], прежде всего следует отнести: Эдгара Аллана По (рассказ » Падение дома Эшеров »), Эдвард Дансани, Артур Мэчен (рассказы из романа« Три обманщика »:« Повесть о белой пыли »,« Повесть о черной прессе »и рассказ« Белые люди »)), Алджернон Блэквуд (история «Ивы»), Амброуз Бирс (Смерть Халпина Фрейзера), Лафкадио Хирн, Роберт В. Чемберс [en] (Желтый знак из «Короля в желтом»), Монтегю Родс Джеймс (Граф Магнус рассказ, также «Очаровательные руны»).
Произведения Лавкрафта
В возрасте 27 лет Лавкрафт написал рассказы «Дагон», «Алхимик» и «Склеп» (1917), в которых очевидно влияние Эдгара Аллана По, а сам Лавкрафт является его последователем. За время своей творческой карьеры Лавкрафт описал в своих произведениях столько уникального мира, что сам назвал «Странные фантазии», что теперь они выделены в отдельный литературный жанр — «Ужасы Лавкрафта». В картине «Живопись в доме» (1919) Лавкрафт создает сельскую местность Новой Англии, которая станет одной из самых популярных в художественной литературе. Лавкрафт сочетает настоящие названия штатов, округов и городов с полностью выдуманными названиями (в «Стране Лавкрафта»). Чтобы сделать современные города реалистичными, Лавкрафт часто объединяет легенды и истории двух разных городов, создавая таким образом новый смешанный тип. Сам Лавкрафт никогда не делил свою работу на циклы и не создавал строгих правил — напротив, его вселенная полна хаоса.
В начале своего творчества Лавкрафт создает сказочные города в Стране грез. Несколько более поздних работ «Цикла сновидений» заимствованы из тяжелого и мифического литературного стиля Эдварда Дунсини. Восточный фольклор в этом цикле вдохновлен любимой детской сказкой Лавкрафта «Тысяча и одна ночь». Но все они самобытны, независимо от фольклора, потому что находятся в Стране грез. «Цикл сновидений» выражает особенности жанра эпоса и поэм, таких как: «Одиссея», «Песня о нибелунгах», «Беовульф», «Энеида», «Молодая Эдда», «Старшая Эдда». Лавкрафт часто создает волшебных гибридных существ, похожих на изображения в древней литературе. Автор часто придерживается принципа дуализма при создании произведений. В повести «Полярная звезда» (1918) сновидец возвращается в прошлое, находясь в Стране грез, а также появляются древние циклопические руины. В повести «Наказание гибели Сарнатха» (1920) впервые появляется некий культ и древние боги. Лавкрафт знакомит с мифологией Древнего Египта, Греции, Рима, Скандинавии и легендами индейцев, кельтов, народов Африки, Океании и др.
Лавкрафт пишет свои ранние произведения в виде очень коротких рассказов, названных «Смертельные сказки» из-за формата, опубликованного в таких журналах, как «Странные сказки». В его ранних произведениях очевидны черты жанра научной фантастики. Повесть «За стеной мечты» (1919) описывает миры в космосе и космического странника. В «Внешней истории» (1920) ученый из Провидения создает машину, открывающую проход для инопланетян из Потустороннего мира. В повести «Ньярлатхотеп» (1920) ученый называет конец света. В начале своей карьеры Лавкрафт писал статьи по астрономии и был убежден в космизме, поэтому его магия всегда ассоциируется с космосом.
В центральных произведениях Лавкрафт находит свой характерный литературный стиль в готических произведениях. В окружении старинных замков, вилл, памятников, склепов и храмов. Лавкрафт создает отдельную мифологическую основу мистических культов и оккультных ритуалов. В повести «Изгой» (1921) автор описывает загробную жизнь и ощущения «потустороннего мира». В рассказе «Музыка Эриха Зана» (1921) музыкант открывает портал в «Другой мир». Лавкрафт изобретает зомби в их современном виде в рассказе «Герберт Вест — реаниматор» (1922), а также впервые описывает Аркхема. В рассказе «Крысы в стенах» (1923) ученые исследуют культ в подвале старинного замка. В «Отпуске» герой оказывается в Загробной жизни, где он становится участником ритуала, в который прибывают существа «Преисподней». В повести «Собака» (1922) описывается воскрешение некроманта и впервые появляется запрещенная книга «Некрономикон». Лавкрафт часто ссылается на художественные произведения таких ученых, как Абдул Альхазред.
В центральных произведениях Лавкрафт создает отдельную серию произведений из цикла «Мифы о Ктулху». В рассказе «Город без названия» (1921) Лавкрафт описывает расу рептилий, населявшую Землю в доисторические времена. Становится очевидной зависимость автора от циклопических и монолитных руин, которые, таким образом, станут почитаемыми последователями «Мифов о Ктулху». В рассказе «Скрытый страх» (1923) щупальца появляются впервые. В «Ужасе в красном крючке» Лавкрафт описывает современные города, теряющие свои традиционные черты перед лицом толп иностранцев. Лавкрафт значительно расширяет тематику, чтобы охватить более широкую аудиторию, и в произведениях проявляются черты детективного жанра. В рассказе «Зов Ктулху» (1926) появляется Ктулху, спящий мертвым сном в затонувшем городе Р’льех. Образ Ктулху станет более известным, чем сам Лавкрафт. Лавкрафт часто использует расплывчатые описания, неразборчивые имена, древние реликвии и «безымянные» вещи, а его персонажи боятся рассказывать об увиденном. В этот период Лавкрафт написал много работ в соавторстве, а также ссылается на события в произведениях других авторов, изначально расширяя «Мифы о Ктулху» и активно обмениваясь ссылками с такими авторами, как: Артур Мачен, Роберт Ховард, Кларк Эштон Смит, Эдвард Дансейни, Роберт Блох и другие.
Более поздние работы Лавкрафта полны космического хаоса, и характерные черты жанра научной фантастики также выражаются. Лавкрафт описывает космогонические и инопланетные мифы, которые таятся среди людей. В рассказе «Шепчущий в темноте» (1930) Ми-Го похищает людей на планете Юггот. В рассказе «Горы безумия» (1931) ученые находят в Антарктиде древний город, построенный в доисторические времена старейшинами, создавшими жизнь на Земле. Лавкрафт создает легендарные колдовские деревни в фильмах «Тень над Иннсмутом» (1931), «Данвичский ужас» (1928), «Сны в доме ведьмы» и «Дело Чарльза Декстера Уорда» (1927).
В своей научной работе «Сверхъестественный ужас в литературе» (1934) Лавкрафт называет среди писателей, которые его вдохновляли, таких персонажей, как: Эдгар По, Диккенс, Браунинг, Генри Джеймс, Оливер Холмс, Данте, Элси Веннер, Фрэнсис Марион Кроуфорд, Нострадамус и другие. Лавкрафт определил авторов, создавших «сверхъестественный или космический» ужас: Густав Майринк, Ханс Эверс, Амброуз Бирс, Фитц Джеймс О’Брайен, Джозеф Шеридан Ле Фаню и другие.
Август Дерлет
Возможно, самый важный из последователей Лавкрафта, как с точки зрения хронологии, так и с точки зрения непрерывности, — это Август Дерлет. Несмотря на то, что впоследствии многие авторы обратились к пантеону космических богов, созданному Лавкрафтом, именно Дерлет хранил его черновики, которые так и не были опубликованы. Чтобы его произведения увидели свет, сам Дерлет стал главой издательства «Arkham House», которое публиковало произведения Лавкрафта, Дерлета и всех тех, кто так или иначе соприкасался с мирами, созданными Лавкрафтом. Дерлет также имел умеренный успех как писатель, хотя он не мог сравниться с влиянием своего учителя. Однако он стал издательским гением: книги Arkham House того периода теперь библиографичны и редки. Более того, это был редчайший случай, когда издательство создавалось исключительно для работы одного конкретного человека.
Последователи Мифов Ктулху
Мифы о Ктулху — неотъемлемая и важная часть более широкой концепции ужасов Лавкрафта. Лавкрафт хотел, чтобы другие писатели активно интегрировали «Мифы о Ктулху», не ограничиваясь жесткой сюжетной структурой и создавая общие сюжеты в своих произведениях. Такие писатели, как Август Дерлет, Кларк Эштон Смит, лорд Дансани, Фрэнк Лонг, Роберт Ховард, Роберт Блох, Фриц Лейбер, Колин Уилсон, Брайан Ламли, Генри Каттнер, Генри Уайтхед — группа под названием «Вокруг Лавкрафта».
Стивен Кинг
Творчество Лавкрафта, оказавшее влияние на популярную культуру Запада, оставило неизгладимый след в творчестве бесчисленных писателей, работающих в жанре мистики и ужасов. Стивен Кинг также является одним из творческих наследников Лавкрафта. Самым удивительным произведением, в котором Стивен Кинг не подражает манере повествования Говарда Лавкрафта, но отдает дань его таланту, является рассказ «Крауч-Энд», снятый кинокомпанией TNT в сборнике кинороманов «Кошмары и фантазии Стивена Кинга»… » В творчестве Кинга отчетливо видны следы влияния творчества Лавкрафта. Поэтому роман «Оно» напрямую отсылает читателя к пришедшему с незапамятных времен космическому ужасу. Ужас Кинга довольно четко можно разделить на три основные части: космический (Лавкрафт), загробный мир и научный (Мэри Шелли). Роман Кинга «Жребий Салема» вдохновлен рассказом Лавкрафта «Скрытый страх». Между прочим, действие большинства книг Стивена Кинга происходит в маленьких американских городках, что также типично для работ Лавкрафта, считавшего, что худшие вещи происходят в тихих местах.
Источники
- https://wikicom.ru/wiki/H._P._Lovecraft