Би Би Кинг, Альберт Кинг и Мадди Уотерс были героями и наставниками для этих музыкантов. Они видели правду в их музыке, уважали ее и были полны решимости продолжить начатую ими традицию. Это также было время драматических перемен для поклонников блюза.
Блюз как жанр музыки, который «подарили» миру США
Блюз — популярный жанр музыки, «подаренный» миру Соединенными Штатами. Блюз происходит от людей африканского происхождения. Это были чернокожие американские работники хлопковых плантаций, которые изменили ряд традиций в народной музыке и песне. В основе блюза лежат спиричуэлс (христианские песни), баллады, рабочие песни и традиционные песни разных сортов. Название «Блюз» происходит от английской фразы «Blue Devils» (в переводе — «Мрак, ломка»). Это медленная, спокойная музыка, которая изначально была связана с историей афроамериканцев и их сложной жизнью в США.
Блюз оказал большое влияние на мировую культуру. Джаз.Джаз, соул, рок-н-ролл и другие популярные стили.
История блюза
Рабы, прибывшие из Африки в США, привезли с собой свою особую культуру и музыку. Голоса в работах, так называемые крики, рабочие песни и церковные хоры сопровождали работу рабов на плантациях. Песни были посвящены трудностям жизни афроамериканцев. Эти жанры уходят корнями в народную музыку различных африканских стран. К концу XIX века все сосуществующее превратилось в блюз. Медленная, грустная музыка и лирика о трудной жизни черного человека, его борьбе в мире.
Родиной блюза является дельта Миссисипи. Многие блюзовые певцы занимались музыкой в дополнение к своей повседневной жизни. .. Редко музыка была основным источником дохода. Время от времени блюзовые певцы странствовали по стране, делали ноги и исполняли свои песни в ресторанах на обочине улицы.
Термин «блюз» впервые был использован в музыке в 1912 году. Так было и с композицией «Dallas Blues» исполнителя Хартвенда.
Традиционный блюз в наши дни играют нечасто, разве что в сельской местности. Он исполняется без сопровождения и тесно связан с народным искусством чернокожих жителей США.
Классический блюз
До 1920-х годов блюз приобрел классическую функцию. Появились первые блюзовые группы, и музыка стала популярной среди широких слоев населения США. Блюз участвовал в шоу и впитывал другие виды музыки. В этот период блюз пели в основном женщины: популярностью пользовались Мэйми Смит, Ма Рейни и Бесси Смит. Звукозаписывающие лейблы брали всех темных исполнителей, которые могли немного петь, и выдавали их за культовых исполнителей популярной музыки, на волне успеха блюза с женским вокалом. Блюзовый взрыв продолжался и в 1920-е годы, но постепенно мода на женский вокал в блюзе угасла.
В 1930-х годах блюз принял мужские черты, и его развитие связано с такими именами, как Джимми Раш, Роберт Джонсон, Чарли Паттон и Биг Билл Брауни. Блюз был тесно связан с другими видами музыки, особенно с джазом. Например, Джимми Рашинг был джазовым певцом биг-бэнда.
Кроме того, блюз оказал большое влияние на зарождение рок-н-ролла. Легенды рока, такие как Мик Джаггер и Эрик Клэптон, показали, что исполнители блюза, особенно Роберт Джонсон, оказали огромное влияние на их творчество. Кстати, за свою короткую жизнь (он умер в возрасте 27 лет) Джонсон написал десятки песен, многие из которых и сегодня являются хитами. Особенно это касается таких композиций, как «Crossroad» и «WalkingBlues».
Конечно, некоторые блюзовые гитаристы выделялись, такие как Гитар Слим, Снукс Иглин и Эрл Кинг, но ни один из них не отождествлял себя с новоорлеанским звучанием.
Блюз — это когда никто не вправляет мозги, блюз — это как иероглифы на льду карандашом, блюз — это когда три из четырех нот нарушают правила, но где вы видели правила в соуле?
Чикагский Блюз
Когда многие музыканты Дельты переехали на север, в Чикаго, они взяли с собой блюз. Считалось, что люди с Юга мигрировали на север в поисках лучшей работы и более легкой жизни. Некоторые работали с семьями, которые уже были там, в то время как другие нанимали членов семьи на южной стороне Чикаго, где они жили. На севере уже существовал готовый рынок для этой музыки, поскольку там было много клубов, которые нанимали музыкантов для развлечения местных жителей.
Мадди Уотерс был одним из тех, кто взял блюз с собой на север. Он уже записывался как Алан Ломакс, музыкант Дельты, что придавало ему большую уверенность. Но после переезда в Чикаго его блюз был «урбанизирован» и наэлектризован. Стиль Delta превратился в совершенно новый тип блюза. Этот стиль был еще грубым и простым, но уже использовал ударные и гитары с электронным преобразованием. Этот новый блюз идеально вписался в город и был принят его жителями. Первые чикагские хиты Уотерса, «Gypsy Woman» и «Little Anna Mae», придали ему уверенности. Он начал записываться для Chess Records в начале 1950-х годов и написал несколько хитов в соавторстве с известным басистом Вилли Диксоном.
Уникальность чикагского блюза заключалась в его энергии. Она должна была быть громче, чтобы быть услышанной в оживленных клубах Чикаго. Это потребовало использования электрогитары и гармоники. А когда собралась его ведущая группа с Литтл Уолтером на аккордеоне, Джимми Роджерсом на гитаре, Элджином Эвансом на ударных и Отисом Спэнном на фортепиано, он показал, как может звучать великая чикагская блюзовая группа. Это произошло в начале 50-х годов, и с тех пор мало что изменилось. Сегодняшние группы пытаются передать тот сырой, но очень плотный звук, который был у первой группы Мадди. Вероятно, это происходит постоянно.
Многие другие группы, базировавшиеся в Чикаго в 1950-х и 60-х годах, в том числе Мадди, Хаулин’ Вулф, Отис Раш, Мэджик Сэм и Бадди Гай, стали олицетворением чикагского блюза. Сегодня многих из них можно увидеть на Американском фестивале народного блюза.
Мемфис Блюз
Мемфис блюз основан на смешении других стилей в более стилизованном виде, чем дельта блюз или чикагский блюз. Когда блюз пришел в город, в Мемфисе уже существовала традиция развлечений на Бил-стрит.
Город был домом для многих артистов, включая тех, кто играл варьете, кантри, джаз-банды и, конечно же, джаз. Когда появился блюз, он вобрал в себя многие из этих стилей.
Здесь начинали многие чикагские джазовые музыканты. Howlin’ Wolf, Sonny Boy Williamson и Айк Тернер играли в Мемфисе и оставили свой след.
Конечно, самым известным исполнителем блюза в Мемфисе является сам Би Би Кинг. В начале своей карьеры он много раз приезжал из Дельты, чтобы проверить свои силы в Мемфисе. В конце концов он получил постоянную работу и начал вести передачи на радиостанции WDIA в Мемфисе. Это была действительно большая возможность для него.
В блюзовом стиле Би Би Кинга было немного городского джаза. Это была популярная музыка в Мемфисе, немного более утонченная, немного более «городская». Но трудно утверждать, что мемфисский синий — это определенный стиль. Людям нравилось только то, что там играли музыканты, потому что это было так популярно.
Другой артист, Альберт Кинг, который также был родом из Чикаго, большинство своих записей сделал в Мемфисе для Stax Records. Он также перенял множество стилей.
Канзас-Сити Блюз
Канзас-Сити в 1920 году был джазовым раем. Это был туристический центр, поэтому музыканты приезжали со всего мира, чтобы поделиться музыкой, которую они привезли. Конечно, джаз был частью этой культуры, и такие люди, как Каунт Бейси и Чарли Паркер, внесли в нее свой вклад.
Однако влияние Канзас-Сити на блюз лучше всего видно через творчество таких эпатажных личностей, как Биг Джо Тернер и Пит Джонсон, и их стиль, позже получивший название «джамп-блюз». Эти стили позже превратились в ритм-энд-блюз 1940-х годов, а затем в рок-н-ролл.
Эти очень танцевальные блюзы всегда имели сильный ритм и часто исполнялись всеми биг-бэндами в их собственных аранжировках. Таким образом, получившаяся музыка представляла собой нечто среднее между блюзом и джазом. Классический блюз Канзас-Сити — это блуз в стеклянном корпусе с фортепиано и крупной духовой секцией, который притягивал к себе людей. В этом направлении также присутствовал элемент свинга, перекрестки которого привели к музыке, которую трудно определить по названию.
Все, что Канзас-Сити принес в кассу, было оптимистичным. И это один из любимых блюзовых стилей многих любителей музыки.
Сегодня такие группы, как Fabulous Thunderbirds (бывшая группа Джимми Вогана), Anson Funderburgh и The Rockettes, излучают энергию, но немного более расслаблены. Эти люди превратили техасский звук в изысканное звучание. Они продолжают традиции, но при этом вносят свои штрихи, которые дополняют общий вид торта.
Трудовая песня, «кричалки» и спиричуэлс
Таким образом, три типа афроамериканской традиционной музыки, три типа афроамериканской бытовой музыки не имеют эквивалента африканской музыке в ее чистом виде. Первая — это рабочая песня. Их поют хором во время работы на полях или при строительстве дорог и плотин. Это коллективная песня, которая предполагает одновременную работу, например, удары топором или удары киркой по камням.
Другой жанр связан с отдельными песнями. Это называется ужас. Во-вторых, у каждого сотрудника есть свой собственный клич, он сам его сочиняет. И это становится его голосовым почерком. Выходишь утром на плантацию, где рабы убирают старые кусты хлопка, и слышишь: слышишь их песню, значит, старый Джон работает здесь, а Грейбилл — там.
Третий жанр афроамериканской песни — спиричуэлс. Рабы начали креститься в 18 веке. Протестантские проповедники объяснили африканцам основы Евангелия, и те приняли христианство всем сердцем. Они основали свои собственные церкви. Особая функция афроамериканских церквей заложила основу для нового жанра музыки — спиричуэлс.
Кто впервые начал записывать черных музыкантов?
В начале XX века фольклорист Джон Ломакс работал в США и изучал эти виды афроамериканской музыки. Джону Ломаксу принадлежат первые записи на портативных устройствах. Звук, записанный на магнитную проволоку. Устройство весило 70 кг, но было портативным. Специально для этого устройства был приведен в действие бензиновый двигатель, дающий электричество. С середины 1930-х годов Джона Ломакса сопровождал его сын Алан. Он должен был стать первым афроамериканским историком, но его книга так и не была переведена на русский язык. Он называется «Земля, где начался блюз».
После Второй мировой войны Алан Ломакс вновь проехал по местам, по которым путешествовал со своим отцом, и нашел пожилых людей, которые еще помнили рабочие крики, и посетил церкви, где все еще звучали спиричуэлсы. На смену последнему к тому времени в городских церквях пришел новый духовный жанр — Евангелие. В отличие от спиричуэлс, это сольная песня, принятая хором, а не коллективная песня всего церковного хора.
Переход от духовного к евангельскому был связан с тем, что методистские и баптистские церкви перешли от приходских советов к пасторам. Пожертвования теперь делали не приходские советы, а сами пасторы. Чтобы вывести власть из-под контроля пожилых женщин, составлявших основу совета, викарий прекратил прежнее хоровое пение. Прошло десять или двенадцать лет, и Евангелие стало звучать в каждой афроамериканской церкви в США, за исключением сельских районов Юга.
Когда родился блюз
В отличие от представлений, даваемых голливудскими фильмами, блюз — это не музыка, пришедшая из глубины веков. Там люди в рабочей форме сидели вокруг костра и играли их на гитарах. В США не было гитары для совместного использования — это был дорогой импорт. Только в 1890 году начали выпускаться первые доступные гитары. До этого гитары стоили 30-40 долларов, что было большими деньгами. Основным инструментом был оркестр, сделанный из сигарной коробки. Его можно было собрать из любой коробки практически любого человека, который сопровождал его в пении.
Первая запись блюза в партитуре была сделана профессиональным музыкантом и композитором Уильямом Кристофером Хэнди, которого называли «отцом блюза». Впервые услышать блюз в поезде. Это был 1903 год. Однажды это привело меня в Техас, где я проснулся от непонятного звука. Как он вспоминает в своей автобиографической книге «The Faster of the Blues», слабый, непокорный чернокожий человек сидел рядом с ним и играл на гитаре, обхватив его левую руку и перебирая струны ножом. Легко догадаться, что он говорит о технике слайд-блюза — металлической трубке, надеваемой на маленькие пальцы исполнителя. В те времена не было слайдов, и музыкант либо обезглавливал гриф на мизинце, либо использовал тыльную сторону ножа, чтобы водить по струнам, добиваясь скользкого, неустойчивого звучания гитары.
Негр Уильям Кристофер Хэнди видел, как он спел всего три строчки «Goin’Where the SouthernCrossTheDog». На самом деле, Южная и Желтая собака — это две железнодорожные линии в Техасе. Этот человек только что говорил о прогулке до линии «Желтой собаки». Таким образом, блюз возник как форма самовыражения в начале 20 века. Другое дело, что сами музыканты не называли свою музыку «балладами».
Термин «блюз» впервые появился в прессе в 1912 году, но название музыкального жанра появилось только в 1914 году. С этого момента мы можем наблюдать, как профессиональная афроамериканская музыка формируется в том виде, в котором мы ее знаем. Первые записи в 1920-х гг. Это правда, что до 1920-х гг. афроамериканские музыканты не записывались на пластинки. Поэтому мы не знаем точно, в чем заключалось родство между блюзом и джазом. Мы можем знать это только из отчета, полученного в результате анализа танцевальных карт, существовавших в Новом Орлеане. Здесь появились первые джазовые пластинки.
Новый Орлеан был частью Франции до 1806 года. Наполеон Бонапарт продал Луизиану США за 6 миллионов долларов, оставив после себя многочисленное франкоязычное население, включая часть городского населения, которого больше нигде не было. Чернокожие на юге Соединенных Штатов, как правило, находились в рабстве. В северных штатах некоторые негры были выкуплены из рабства. В Нью-Йорке середины XIX века большинство населения составляли свободные чернокожие. Однако на Юге свободные негры жили только в Новом Орлеане и носили французские имена. Кстати, большинство первых джазовых музыкантов имели французские корни. Например, пианист и композитор Джелли Ролл Мортон, который называет себя изобретателем джаза, на самом деле был Фердинандом Джозефом Ламанте.
Первым признанным профессиональным блюзистом в США был Уильям Хэнди, чья композиция Memphis Blues стала первым официальным произведением самобытного музыкального стиля, известного как блюз.
Чем еще отличается блюз и джаз: инструменты
Блюзовые композиции исполняются на фортепиано, гитаре или банджо. Сначала чернокожие певцы не сопровождали свои грустные песни, но позже они стали подыгрывать мелодии на любом простом инструменте, который могли взять в руки.
Джаз традиционно исполняется небольшим оркестром, а характерными инструментами являются ударные, духовые, фортепиано и контрабас. Саксофон, вероятно, является самым традиционным джазовым инструментом, хотя также используются тромбоны и трубы.