У термина «антиутопия» было много авторов. Первым был британский экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году в Палате общин, а Гленн Негли и Макс Патрик назвали его литературным жанром в своей книге «В поисках утопии» в 1952 году. Первой антиутопией считается роман «Мы» русского писателя Евгения Замятина, хотя и не всеми.
Антиутопия — что это такое?
Антиутопии очень популярны среди читателей. Сами слова «антиутопия» и «антиутопия» настолько привлекательны по своему звучанию и экзотическому происхождению, что молодые люди обращают особое внимание на такого рода произведения и читают их. В следующей статье вы сможете прочитать историю этого слова и узнать, что это такое — антиутопия.
Антиутопия — это литературное произведение, в котором описывается возможный ужасный сценарий будущего. Греческое слово «утопия» означает «то, что не может быть сделано», но приставка «анти» здесь относится к тому, что в будущем возможно все, включая утопии, которые сегодня являются просто кошмаром. Дистопии оказываются «настоящими кошмарами».
Самым архетипическим примером антиутопии является роман Джорджа Оруэлла «1984», некоторые из его явлений стали реальностью и продолжают быть реальностью в современных тоталитарных обществах. Образ Большого Брата, который смотрит на все и видит всякую ерунду, стал пословичным выражением, не утратившим своего значения в век глобализации и Интернета.
Что такое дистопия
Дистопия — почти синоним антиутопии, хотя некоторые исследователи проводят между ними различие.
Например, некоторые считают, что антиутопия ближе к реалистической сатире, которая всегда имеет положительные принципы, в то время как антиутопия склоняется к «черной фантастике» (с отрицательными принципами). Однако существуют и другие, часто противоречащие друг другу интерпретации.
В целом, не будет большой ошибкой рассматривать эти два термина как синонимы. Термин «антиутопия» уходит корнями в русский язык.
Первые антиутопии
Антиутопия возникла как отдельный литературный жанр гораздо позже.
В 1952 году Гленн Роберт Негли, американский политолог и профессор философии, и Джон Макс Патрик, профессор английской литературы, отредактировали антологию утопических литературных произведений «В поисках утопии»: антология воображаемых обществ, классифицированных отдельно по категории антиутопии т.е. тех, кто разрушил утопию и ее противоположность.
В русском языке более распространен термин антиутопия — в целом они являются синонимами.
В советской литературной критике такие произведения назывались «романами-предупреждениями», но все самые выдающиеся «предупреждения» 20-го века были строго запрещены в Советском Союзе.
Конечно, попытки написать антиутопии предпринимались задолго до начала 20-го века, когда с развитием социалистической утопической мысли возникли великие антиутопии.
Первой антиутопией иногда называют «Левиафан» английского философа Томаса Гоббса, написанный в 1651 году.
В ней автор утверждает, что базовая человеческая природа (жадность, склонность к насилию, эгоизм) может быть ограничена только мощным авторитарным государством-монстром, таким как библейский Левиафан.
Эта книга настолько потрясла массы, что когда она была опубликована в нашей стране два столетия спустя, ее запретили и сожгли в Великобритании и России. Однако это не антиутопия в обычном смысле этого слова. Напротив, это его своеобразный утопический план развития общества, поскольку Томас Гоббс не рассматривал такое измененное положение вещей.
Пока люди живут без общей силы, которая держит их всех в страхе, они находятся в состоянии того, что называется войной, особенно войной против всех».
‘Левиафан, или история, — материя, форма или сила политического государства’.
Одна из первых антишапок также называется «История острова Рапта» в третьей книге Джонатана Свифта «Похождения Гульвера», опубликованной в 1727 году. Это почти технократическая антиутопия для острова полностью разобщенных ученых.
Мы можем перечислить антиутопические элементы в различных произведениях: в «500 миллионах бегунов» Верна (1879), в романе Уэллса и Джека Лондона, в «Замятине» Евгения, главном романе, в котором мы полностью появились.
Отличительные черты жанра антиутопии
Несмотря на разнообразие проблем и форм антиутопических произведений, все они имеют некоторые общие черты.
- Описываемое общество невозможно назвать идеальным. Читателю понятно, что жизнь героев невыносима, даже если они этого пока не осознают.
- В антиутопии показан результат реализации утопических идей, и этот результат страшен, действие обычно разворачивается в отдаленном будущем.
- Антиутописты в своих произведениях используют гротеск, парадоксы, сатиру, т.к. их цель – довести утопические идеи до абсурда.
- В основе сюжета лежит конфликт личности с социумом, как только появляется индивидуальность и сомнения, утопический морок начинает разрушаться.
- Предпосылками антиутопического общественного строя выступают или жажда власти и жадность, или прекраснодушное желание насильно затащить людей в новый прекрасный мир.
- Тотальный контроль над людьми вследствие полного к ним недоверия, изощренные методы пропаганды парализуют навыки мышления.
- Во многом антиутопия – это жанр политической сатиры.
Антидемпинг всегда поднимает вопрос о свободе.
Она направлена на установление полного контроля и была своевременной в 1920-е годы, когда Замятин развивал утопический жанр во многом так же, как и сегодня.
Трудно представить современную литературу без антиутопических идей. В центре внимания постмодернизма — признание того, что антиутопическое общество — это уже состоявшееся событие, реальность, в которой мы существуем. С этим трудно не согласиться.
Перечитывая великие антиутопические романы 20-го века, я поражаюсь тому, насколько эти фантастические романы отражают нашу реальность.
Эти романы вдохновили многих писателей на создание антиутопий. Так, с зарубежной литературой их познакомили Джордж Оруэлл в «1984» с Олдосом Хаксли и Рэй Брэдбери в «Фаренгейт 451» — удивительный новый мир.
451′ по Фаренгейту
Нам больше не разрешают читать книги! Все печатные версии подлежат немедленному уничтожению. Пожалуйста, найдите альтернативные развлечения, например, интерактивное телевидение. А на всех, кто не согласен с этим правилом, будут охотиться электрические собаки».
Добро пожаловать в мир, где у людей больше нет имен — их заменили цифры и буквы. Людям здесь не разрешается ничего чувствовать, так как государство пытается уничтожить то, что осталось от человечества. Но он не может сделать это до конца, поэтому иногда между людьми зарождается даже дружба и любовь. Она должна быть скрыта.
О дивный новый мир
В альтернативном мире этого романа люди обычно не интересуются проблемами. Они счастливы — ходят на любимую работу, поклоняются великому изобретателю Форду. И даже проблема размножения уже не стоит так остро — все развиваются в пробирке. Общество стандартизировано в Альфа, Бета, Гамма, Дельта и Эпсилон. Но не все хотят мириться с интеграцией.
Рассказ служанки
Республика Гилеад не принимает чужаков. Здесь все течет по своим законам — мужчины работают и содержат семью, а женщины просто продолжают род и ведут хозяйство. В одной из семей служанка должна произвести на свет главного наследника вместо бесплодной жены. Однако девушка не соглашается быть расходным материалом.
Утопия — это литературный жанр, противоположный антиутопии. Обычно авторы-утописты описывают идеальный, гармоничный мир, где люди счастливы, занимаются полезным и любимым делом, общество процветает и нет несправедливости или неравенства.
Когда авторы хотели передать свое видение идеального мира и идеальной социальной системы, они обращались к своего рода утопии.
Как появился жанр
Впервые этот термин появился в названии книги философа Томаса Молла «Золотая книга». В ней автор описал свое идеальное общество. Все равны, носят одинаковую одежду и живут по строгой программе.
Углубляясь в этимологию, слово «утопия» можно понимать как «страна, где блаженство не существует».
Самые известные утопии
Авторы обращаются к этому жанру гораздо чаще, чем к антиутопиям. Среди наиболее известных — роман Герберта Уэллса «Люди как боги» и книга Мака Рейнольда «Башни Утопии». Среди отечественных писателей утопию описывали «Борьба братьев» Ивана Ифремова в «Полдне», «XXII век» и «Туманность Андромеды». Их романы отличались своим видением идеального советского империалистического будущего.
Конкурс, представленный компанией Adwigo, также можно назвать фантазийным. Сегодня существует множество авторов, пишущих продолжения известных романов и документы к популярным фильмам и видеоиграм.
Антиутопия в классической литературе — кто был первым
Произведение «Левиафан» английского философа Томаса Гоббса, опубликованное в 1651 году, можно рассматривать как один из первых анти-хаттов в литературе. Этот проект посвящен вопросу о государствах. Таким образом, Левиафан — это имя библейского чудовища, силы природы, которая недооценивает человека и его достоинства. Автор использует образ Левиафана, чтобы проиллюстрировать могущественное государство, угнетающее своих граждан. Томас Гоббс считает абсолютную власть единственно возможным способом обеспечения мира и порядка. В противном случае государство может быть захвачено монстрами восстания.
В сатирических произведениях Спифта, Вольтера, Батлера, Честертона и Сальчикова-Стендлина также можно четко выделить жанр плевка. Однако на самом деле антиутопия появилась в начале 20-го века. События того времени, возникновение глобализации и утопических движений, а также советский коммунизм и немецкий национал-социализм превратили писателей в антиутопистов.
История термина
За десятилетия до появления термина «антихост» греческое понятие «злоба», означающее «зло» или «нечестие», использовалось в аналогичном смысле. Впервые этот термин был использован английским философом Джереми Бентамом в 1818 году, но позже был заменен термином «антиутопия».
Как название литературного жанра термин «антиутопия» был введен Гленом Небе и Максом Патриком в их книге «В поисках утопии». Название «антиутопия» появилось в противовес термину «утопия», введенному Томасом Моу. В «Утопии», написанной в 1516 году, он описал государство с совершенно идеальной системой.
Первый антиутопист России
В России в конце XVIII века писатель Михаил Матвеевич Керасков стал создателем антиутопии в ее современной функции и форме. В своем романе «Кадм и гармония» мудрый Гисан описывает, как государство, основанное на утопических идеях, превращается в свою противоположность.
Интересную и удивительную особенность антиутопии можно также увидеть во вставленной Достоевским притче из романа «Великие священники, братья Карамазовы». Мысли, идеи и художественные образы, выраженные в этом произведении, предвосхищают знаменитые антиутопии 20-го века.
В Советской России можно выделить ряд антиисторических писателей. Среди них — Михаил Булгаков с его произведениями «Собачье сердце» и «Роковое яйцо». Это Юбени Замятин и его роман «Мы», написанный в 1920 году. В ней описывается общество, в котором люди полностью подчинены системе, превращены в своего рода «шестеренки», даже имена людей становятся цифрами. Это Михаил Козырев с Ленинградом и Андрей Платонов с Шевенгру и Котрованом.
Как правило, авторы-антиподы в своих произведениях описывают будущее государство с тоталитарным режимом, который подавляет индивидуальность, привлекает внимание к существующим проблемам и может привести человечество к печальным и разрушительным последствиям в будущем.
Утопия и антиутопия
Слово «утопия» греческого происхождения (u-частица no — место, т.е. «место, которого нет»). Первый рассказ о такой замечательной стране и жизни в ней написал английский мыслитель XV века Томас Моу. Утопия», или, точнее, «Полезное и восхитительное», была опубликована в 1516 году.
Список лучших и наиболее известных книг-утопий
- «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год
- «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год
- «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год
- «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы
- «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год
- «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год
- «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год
- «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год
- «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год
- «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы
Литературный жанр «антиутопия» — это история об обществе, в котором все плохо: экология, государственный контроль, жизнь людей. Обычно причинами этого несчастья называют тоталитаризм, стихийные бедствия, войны и человеческие недостатки.
У термина «антиутопия» было много авторов. Первым был британский экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году в Палате общин, а Гленн Негли и Макс Патрик назвали его литературным жанром в своей книге «В поисках утопии» в 1952 году. Первой антиутопией считается роман «Мы» русского писателя Евгения Замятина, хотя и не всеми.
Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий
- «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год
- «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год
- «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год
- «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год
- «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год
- «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы
- «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год
- «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год
— Разница между утопией и антиутопией в том, что в первой все хорошо, а во второй — все плохо. В утопии каждый живет так, как хочет, и хочет жить свободной и справедливой жизнью по закону. В антиутопиях все живут по установленным правилам. — Утопия — это гимн человеку, который осознает свою ответственность перед собой и своими собратьями, тогда как антиутопия — это описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности. Утопии утверждают, что человек — существо логичное и может построить совершенный мир с помощью научно-технических, социальных и экономических реформ и революционных изменений. Анти-иппоповцы утверждают, что человек глубоко несовершенен, что одни благие намерения наталкиваются на сопротивление других, и что революция — это иррациональная и социально злая вечность.
Нацисты и русские коммунисты уже были очень близки к нам по своим взглядам, но они не осмеливались рассматривать их мотивы. Они притворялись, возможно, в течение ограниченного периода времени, что их заставили взять власть, и верили, что на первом плане стоит рай, где люди будут свободны и равны. Мы — нет. Мы знаем, что власть никогда не занята, чтобы доставить ее. Власть — это не средство — это цель. Диктатуры устанавливаются не для того, чтобы обеспечить революцию. Революции совершаются для установления диктатуры. Цель репрессий — подавление. Цель пыток — это пытки. Цель власти — сила (Джордж Оруэлл, 1984).
Утопии говорят о положительных чертах общества, описанного в произведении, тогда как антиутопии раскрывают его отрицательные черты и предостерегают читателя.