Чем интересен КВ-1С. Тактика боя. Преимущества и недостатки. Справочник по снаряжению, снаряжению, амуниции. Как работает КВ-1С? Сколько раз выиграть на КВ-1С в случайных боях.
КВ-1С – имбовый тяж советской ветки WOT Blitz
KV-1S — отличный танк для новичка, подходящий как для роста серебра, так и для увеличения винрейта на вашей учетной записи WOT Blitz. К его основным достоинствам можно отнести большой разовый урон, высокую скорость и маневренность, приличную броню и хорошие углы возвышения. На своем 6-м уровне КВ-1С может заставить попотеть даже противников уровня 7. При правильном использовании танк подарит вам массу удовольствия и эпических побед.
Где от bk до kV 2. Научитесь бить тяжёлые танки VI уровня КВ-2 — советский тяжёлый танк уровня 6. Кто не знает «Шайтан-труба»? С того момента, как она вошла в игру, она стала мемом и фанатом танца для
Историческая справка
Потребность в тяжелом штурмовом орудии была четко обозначена для Красной Армии в 1939 году, когда она всеми силами опиралась на укрепления на линии Маннергейма во время Зимней войны. Обычные танки со своими 76-мм орудиями не справлялись с фортами. Затем на Кировский завод поступил заказ на изготовление 152-мм самоходной гаубицы на базе «Клима Ворошилова». Поскольку основная база в виде рамы была уже готова, конструкторы подошли к этому очень творчески, создав, по сути, новый танк за пару месяцев.
Для начала нужно было усилить раму, чтобы она могла натянуть увеличенный погон новой башни. Введены в эксплуатацию все разработки: многодисковая муфта сухого трения, пятиступенчатая коробка передач от трактора, бортовые планетарные коробки передач, плавающие ленточные тормоза и многое другое. Работы по проектированию были очень быстрыми, и во время проекта появилось много дверных косяков, таких как плохая видимость. Стрельба из мощного оружия очень часто приводила к заклиниванию башни, стрелять из боковой проекции во избежание сваливания не рекомендовалось. Но фронту эти машины срочно понадобились, а потому приемка быстро все согласовала, закрывая глаза на недостатки.
Первые КВ-2 появились у линии Маннергейма во время наступления в феврале 1940 г. Они прошли через заградительный огонь, захватили кучу отскоков «Бофорса» и подавили огонь прямой наводкой по нескольким бункерам. Финны были в шоке. Руководство Красной Армии тоже было шокировано, но добрым. Единственная проблема заключалась в том, что передачи новых танков очень часто слетали и происходило это обычно в недрах вражеских приказов. В результате экипажу пришлось покинуть машину из-за малейшей неисправности. Финны даже перешагнули через такой брошенный танк и отправили его спецификации немцам. Они совершенно не верили, что такие монстры возможны. Но тщетно.
Второе и последнее применение КВ-2 произошло в июне-июле 1941 года. Начало войны было катастрофическим для СССР. Пограничные армии были уничтожены и оказались в котлах. Пехота показала низкую подготовку, и ее пришлось спасать механизированным корпусам, которые таяли, как свечи, от частых атак и маневров. Большая часть 152-мм «Климова» находилась в Прибалтике, где они деморализовали командиров танков вермахта. Только один КВ-2, оседлавший линию спасения на Расейняй, фактически сдерживал наступление целой части танков в течение трех дней. Немецкие «пазики» просто отошли от черного зрачка морды, никому не хотелось подниматься на небеса раньше времени. Но в целом большинство машин потеряно либо во время движения, либо в результате бомбардировки. В дальнейшем их функцию выполняли САУ СУ-152 и .
Краткий обзор советского тяжелого танка КВ-2 и тактики его использования в War Thunder.
Где бк у кв 2
Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на советский тяжелый танк КВ-2 и для этого подготовили специальный справочник по этой машине.
Характеристики КВ-2
Кратко об особенностях КВ-2. Масса — 52 тонны, мощность двигателя 550 лошадиных сил, максимальная скорость — 41 км / ч. Бронирование корпуса: лоб и борта по 75 мм, корма по 70 мм. Броня башни — 75 мм по кругу. 152-мм гаубичное орудие М-10Т с боекомплектом 36 снарядов, состоящих из осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Углы движения по вертикали: 3 градуса вниз и 18 градусов вверх.
Плюсы и минусы КВ-2
Рассмотрим подробнее характеристики танка и сразу обратим внимание на его недостатки, а у КВ-2 их немало. Первый и главный недостаток — плохая мобильность. Большая масса и слабая подвеска вкупе с маломощным двигателем не позволяют танку двигаться со скоростью более 30 км / ч. Хотя в характеристиках указана максимальная скорость — 41 км / ч, КВ-2 собирает ее только с горки. Также по вышеуказанным причинам наш большой друг не может маневрировать. То есть, если он все еще может поворачивать в движении со «скрипом», то поворот на месте — это скорее испытание для водителя, чем обычный маневр.
Столь же ужасна скорость хода башни. Опять же из-за большой массы и незавершенной конструкции механизма поворота. Поэтому адекватно реагировать на обстановку в бою и переводить огонь с одной цели на другую не так-то просто, что негативно сказывается на общей боевой эффективности машины и пагубно сказывается на ее выживаемости.
Еще один существенный недостаток КВ-2 — его высота. Башня возвышается на три метра и тридцать сантиметров от земли. При таких габаритах не так-то просто найти надежное укрытие для боевой единицы такого типа, что негативно сказывается на выживаемости.
На высоте танка, а значит, и на высоте орудия нужно добавить совершенно неприличные вертикальные углы наводки. Ближе к низу пушка опускается до жалких трех градусов, что как-то не позволяет вести ближний бой с низкими танками противника. Да и само оружие не отличается в целом удобством использования в бою. Это касается и перезарядки, на которую у обученного экипажа уходит около 35 секунд, за это время наш танк — не что иное, как большой кусок для любого танка своей эпохи. Ствол имеет длину 24 калибра и не позволяет пуле весом 40 килограммов развивать большую или меньшую начальную скорость, поэтому баллистика полета пули оставляет желать лучшего и требует от стрелка просто определения идеальной дальности для цели, так как вертикальная сетка высока, и промахнуться с ней на расстоянии чуть более 400 метров очень легко.
И вот плавно переходим к ключевой особенности КВ-2, нивелирующей все перечисленные выше недостатки — это его снаряды. И мы будем говорить только о осколочно-фугасных боеприпасах, поскольку в нынешних реалиях бронебойные снаряды просто не нужны. Таким образом, снаряды OF-530 несут около 6 кг взрывчатого вещества и способны просто уничтожить своих одноклассников своим сильновзрывным действием. Это касается не только различных модификаций серий Pz III, IV, но также Tiger и Panthers.
Тактика использования КВ-2
У нас уже есть некоторые представления о характеристиках машины. Давайте посмотрим, как использовать такую сложную технику в бою. Во-первых, КВ-2 — это танк огневой поддержки — вы не должны быть в одиночестве, но всегда должны быть в группе союзников. Необходимо обеспечить максимальную огневую поддержку союзным войскам в атаке или обороне, сохраняя определенное расстояние от основных столкновений и не подставляя свою технику для выстрелов противника. И, зная, что на перезарядку у пушки уходит много времени, нужно работать из укрытия или позиции, то есть играть так называемый «замах»: выйти из укрытия, стрелять как можно эффективнее и немедленно возвращаться, спокойно ожидая пистолет для перезарядки. Нужно быть осторожным и подойти к уже разряженному противнику, чтобы не попасть под удар, ведь КВ-2 борется с техникой с уже серьезными орудиями, и тогда вы можете войти в ангар одним выстрелом.
Очень важный момент при игре на КВ-2 — стрелять. Стрелять надо обязательно и иногда лучше дождаться более благоприятного момента, чем выстрелить «молочко» и почти на минуту выпасть из боя, не нанеся никакого урона противнику.
Есть еще один небольшой аспект боя прикрытия КВ-2. Ствол орудия находится на высоте чуть более двух с половиной метров, а сам танк — более трех метров. То есть у КВ-2 над пушкой есть полуметровый козырек, в который можно запросто сделать пару выстрелов и потерять машину. Поэтому у выезда на бугорок и за небольшими холмами есть свои нюансы.
Отдельно хотелось бы остановиться на передаче огня из стороны в сторону. Всегда поворачивайте корпус танка, когда вам нужно прицелиться в цель, а скорость перевода башни недостаточна. Лучше стрелять в сторону или в корму, предварительно перевернув корпус огнем (ведь огнетушитель тут нам очень поможет), чем идти в ангар, получив выстрел в сторону башни, с последующим взрывом боеприпаса.
А теперь предлагаем вам посмотреть видео-руководство по КВ-2, с примерами его использования в бою:
Производство тяжелого танка ИС-2 и разработка его конструкции с конца 1943 г до середины 1944 г
Борьба за место на конвейере
31 октября 1943 года опытный тяжелый танк Объект 240 был принят на вооружение Красной Армии. Затем эволюция тяжелого танка КВ-1, появившегося в 1939 году, подошла к концу. Завершающим штрихом в портрете новой машины стала 122-мм пушка Д-25Т, способная бороться с любым танком Вермахта. Советские конструкторы тяжелых танков не только догнали немцев своим «Тигром», но и смогли их обогнать. Сегодняшний рассказ о производстве ИС-2 и развитии его конструкции с конца 1943 до середины 1944 года.
Тяжёлые танки: новый приоритет для ЧКЗ
1943 год для Челябинского завода Киров выдался крайне нервным. То, что произошло в Танкограде за это время, не оставило шанса выжить ни одному танкостроительному заводу в мире. В этом году завод выпустил 6 типов танков (КВ-1, КВ-8 огнемет, КВ-85, ИС-1, ИС-2 и Т-34) и 2 типа САУ (СУ-152 и ИСУ- 152). Одновременно выпускалось 3, а иногда и 4 типа боевых машин.
Эту ситуацию нельзя назвать нормальной. ЧКЗ, изначально ориентированный на выпуск тяжелых танков, летом 1942 года также был загружен выпуском средних Т-34. С сентября 1942 года основным продуктом «Танкограда» были Т-34, и объем производства этих танков постепенно рос. Пик пришелся на октябрь 1943 года, когда ЧКЗ поставил 366 машин.
Продольный разрез ИС-2, декабрь 1943 г
Запуск в серийное производство Объекта 240, получившего официальное обозначение ИС-2, проходил в сложных условиях. Тогда же завод перешел на выпуск ИС-152 (так изначально в документах была названа САУ ИСУ-152). Кроме того, начало производства ИС-2 (или ИС-122) не означало, что завод немедленно прекратит производство ИС-1 (также известного как ИС-85). Оба танка выпускались на ЧКЗ параллельно до января 1944 года включительно. Несмотря на то, что различия между танками на первый взгляд кажутся небольшими и заключаются только в башнях, сложная производственная ситуация была еще более сложной.
Первый вариант башни ИС-2 устанавливался на серийные танки с декабря 1943 года по март 1944 года. Последние такие башни оснащались клиновыми орудиями
По результатам испытаний объекта 240 на АНИОП в Гороховце (Артиллерийский научно-исследовательский полигон) был составлен список замечаний по размещению экипажа в боевом отделении. Сиденье командира было слишком близко к пушке. После доработки под новую пушку кормовой пулемет сняли с башни, так как пользоваться им стало крайне неудобно. Из-за большей пушки некоторые элементы пришлось перенести на крышу башни. Наконец, нуждалась в доработке и броня артустановки (деталь 240-57-39). Да, башня ИС-2 (чертеж № 240-57-Сат.6) очень похожа на башню ИС-1. Но они не были идентичными.
ИС-2 с заводским номером 3124, испытан на полигонах НИБТ в конце января — начале февраля 1944 г
Первый вариант башни ИС-122 был разработан КБ завода № 100 в середине ноября 1943 года. Вентилятор на крыше башни вместе с капотом был сдвинут назад и немного вправо, а Был установлен перископический прибор MK-IV, который использовался магазином, одновременно перемещался немного вправо и назад. Устройство наводчика MK-IV сдвинулось немного вперед. Угол наклона передней части крыши уменьшился с 5 до 3 градусов. Люк магазина был немного сдвинут, при этом усилена конструкция его закрутки. Командирский купол сместился влево, для чего нужно было создать выступ в крыше и увеличить «карман» в левой части башни, а также доработать левый поручень. Переделаны броня орудия и прорезь в башне. Немного изменилась и общая форма башни. После незначительных доработок башня ИС-2 была утверждена в декабре 1943 года.
Первые 145 танков ИС-2 были оснащены пушкой Д-25Т с поршневым затвором
С первыми башнями ИС-2 связана почти детективная история. В отчете за декабрь 1943 года завод 200 упомянул о производстве 90 башен для ИС-85, не сказав ни слова о башнях для ИС-2. И это при том, что в декабре ЧКЗ поставил 35 танков ИС-2! Реальная картина производства башен ИС проясняется только в заводском отчете No. 200 за 1943 год. Здесь в таблице выбрасывания деталей указано, что в 1943 году завод поставил всего 71 башню ИС-1, одна из которых была выброшена из-за наличия пуль.
В ходе испытаний серийного ИС-2 выяснилось, что скорострельность Д-25 с поршневым затвором составляет всего 1,5 выстрела в минуту
Танкоград встретил начало 1944 года постройкой 3-х типов танков и 1-го типа САУ. Кроме того, перед заводом вырисовывалась перспектива производства второй самоходки — ИСУ-122. Но постепенно это сложное положение было исправлено. Нагрузка на Т-34 снижалась: если в декабре 1943 года завод поставил 360 «тридцатьчетверок», то в январе 1944 года таких машин было 185. Такое уменьшение объемов произошло после того, как Сталин подписал 27 декабря 1943 года постановление Государственного комитета обороны (ГКО) № 4850сс «Об увеличении производства тяжелых танков, самоходных артиллерийских систем типа ИС и об обеспечении их артиллерийским вооружением».
Однако нарастить производство ИС-2 в первом месяце 1944 года пока не удалось: из 75 выпущенных в январе 1944 года танков ИС 40 были ИС-85. Однако в январе Танкоград начал подготовку к серийному производству тяжелых танков в режиме онлайн. Рабочие прошли обучение и подготовку к сборочной линии ИС и ИСУ.
Тот же танк впереди
При этом продолжались работы по повышению качества, здесь ЧКЗ добился определенных успехов. Однако в январском донесении 1944 года высокий военный представитель Технического управления Главного бронетанкового управления Красной Армии (ТУ ГБТУ КА) инженер-полковник Давиденко отметил, что существует множество проблем, в основном организационных. По словам военного представителя, на заводе еще не хватило боевых действий для повышения качества. Несмотря на наличие ряда протоколов, утвержденных ГБТУ КА и Наркоматом танковой промышленности (НКТП), доработки и изменения в конструкцию вовремя не были внедрены.
Одной из причин такого положения дел явилась ненормальная связь ЧКЗ с опытным заводом № 100. ЧКЗ не хотел вносить изменения в планы завода №1. 100 и там в свою очередь считали, что за серийный ремонт танка отвечает ЧКЗ.
К 19 января 1944 года КБ завода № 100 подготовило новый вариант башни. Изменилась подвижная броня маски: она стала шире, а видоискатель сместился влево. При этом была изменена фиксированная броня, выступ под командирским куполом стал более технологичным. Эту башню начали устанавливать на танки в начале февраля 1944 года, но без доработки брони. Они появились только летом 1944 года. При этом первый вариант башни устанавливался на некоторых машинах до марта 1944 года (один из этих танков можно увидеть в Познани, Польша).
По сравнению с Объектом 240 изменилась кормовая плита корпуса
В январе 1944 г. На 200 уже поставлено 72 корпуса и столько же башен. Более того, с января 1944 года эта компания перестала быть единственным поставщиком корпусов и башен для ИС-2. С начала 1944 года к производству корпуса снова подключился Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ). В Свердловске тоже были проблемы, связанные с производством Т-34. Правда, еще раньше, в августе 1943 года, производство этих танков прекратили, сделав ставку на СУ-85. В январе 1944 года УЗТМ с 14-этажным планом ИС-2 поставил 16 единиц. В том же месяце УЗТМ поставил 52 детали носовой части корпуса ИС-2.
На виде сверху виден выступ на крыше башни в районе командирского купола. Левый поручень также был переработан
Свердловская продукция с самого начала немного отличалась от челябинской. Фасад завода №200 имел на левой стороне лицевой номер, а на нижней планшайбе имелись характерные приливы. На стыке верхнего и нижнего лобовых листов УЗТМ имелся вырез БП и отсутствовали номера деталей. Были и отличия в башнях. Особенно бросается в глаза разная форма формовочного шва, а также отсутствие формовочного номера на корме башни УЗТМ. Кроме того, башни отличались друг от друга формой командирского купола.
Доработанная башня, оснащенная частью ИС-2 с начала февраля 1944 г
Свердловские корпуса и башни начали использоваться на ЧКЗ не ранее февраля 1944 года, так как завод имел отставание в производстве от завода No. 200. В феврале ЧКЗ построил 75 ИС-2, производственная ситуация оставалась напряженной. Даже вместе с тяжелыми танками ИСУ-152 и САУ завод построил даже меньше, чем Т-34. Лишь в марте 1944 года, когда НКТП освободило ЧКЗ от производства Т-34, ситуация стала немного улучшаться. Правда, теперь завод получил «сюрприз» в виде разработанной программы по производству ИСУ-152.
Дополнительный выстрел в минуту
Пока Челябинский завод контролировал производство ИС-2, в Свердловске решали, как повысить скорострельность орудия. 22 ноября 1943 года на заводе № 9 состоялось совещание с участием руководства предприятия, коллектива местного конструкторского бюро (КБ) и начальника отдела экспериментальных чертежей Наркомата вооружения (НКВ) генерал-майора Толочкова А.А. Обсуждалась разработка новой версии Д-25 с клиновым затвором. Конструкторское бюро завода им. 9 разработано два варианта затвора: с горизонтальным и вертикальным расположением затвора. Самым удачным вариантом было открытие казенника горизонтального клина влево — им было удобнее заряжать танковый вариант орудия. Именно такой вариант был одобрен для производства металла.
Дульный тормоз третьего типа, появившийся на ИС-2 одновременно с клиновым затвором
В этот же период в конструкторском бюро завода No. 9 приступили к разработке нового дульного тормоза. Всего это был седьмой вариант дульного тормоза для пушки ИС-2. Предыдущая версия n. 5 устанавливалась на 12 орудий, а в версии No. 6 устанавливалась на Д-25 основной серии с поршневым затвором. Седьмой вариант был обозначен как «особо закаленный». Этот совершенно новый дульный тормоз трудно дать определение: очень похожий двухкамерный дульный тормоз предлагалось использовать при конструировании 122-мм орудия на шасси М-30 осенью 1942 года. 3–16 января 1944 г новый тормоз прошел испытания на заводском полигоне. Всего было произведено 300 выстрелов, по дульному тормозу замечаний нет.
также был разработан восьмой тип дульного тормоза кованной конструкции. Но завод отказался это сделать.
ИС-2 с Д-25 с клиновым затвором на Гороховецком АНИОП
Первые два клиновых ствола Д-25 были изготовлены к 1 января 1944 года. 4 января они вышли на заводские испытания. Результаты тестов были неоднозначными. Дульный тормоз первого орудия вышел из строя — видимо, это и стало причиной появления седьмой версии этого устройства. По второй системе после 401 выстрела в казенной части была обнаружена трещина.
Система с новым дульным тормозом, испытанная 115 снарядами с усиленным зарядом, поступила на завод №100 24 января. Заводские испытания продолжались, система их выдержала, и новый тип дульного тормоза оказался более эффективным. Уже в начале февраля завод нет. 9 началось производство Д-25 с дульным тормозом нового типа и клиновым затвором.
Дульный тормоз нового типа оказался наиболее заметным внешним отличием Д-25 с клиновым затвором
Из-за выхода из строя завода нет. 9, произошла задержка с отправкой опытной системы и ее установка на ИС-2. При установке системы с клиновым затвором на заводе No. 100 высота ниши башни увеличена с 590 до 610 мм. Это давало возможность установить пистолет, не снимая ограждения. Для уравновешивания системы пришлось установить дополнительный груз в 80 кг.
Переоборудованный танк, получивший прицел ТШ-17, прошел испытания на полигоне Копейск. С 11 по 13 февраля было произведено 50 выстрелов. С новым оружием работа магазина стала удобнее. Из-за того, что клиновой клапан был меньше поршневого клапана, свободный объем увеличивался. Правда, при тестировании заслонка работала не очень надежно из-за использования использованных и помятых вкладышей. Из 34 выстрелов 11 февраля затвор закрылся только в 5 случаях. При 34-м попадании произошла поломка и танк пришлось вернуть на завод.
Детали клинового затвора
Клиновой затвор Д-25 устанавливался на танки с начала марта 1944 года. Им удалось вооружить поршневыми орудиями 145 танков. Проблемы, выявленные с новыми орудиями, были оперативно решены заводом № 9. Установка клинового затвора была явно выгодна. Испытаний серийного танка нет. 40398 показал, что скорострельность орудия увеличилась до 2-2,5 выстрела в минуту. И такой показатель посчитали недостаточным, работы велись по танковым орудиям калибра 100 мм. Однако реальной альтернативы D-25 в то время не было. Это орудие обладало хорошей точностью и даже превосходило 100-мм орудие по бронепробиваемости.
Тяжёлый поток
Согласно постановлению ГКО п. 4850сс, к апрелю 1944 года ЧКЗ должен был выйти на ежемесячный объем производства 150 ИС-2 и 150 ИСУ-152. Ежемесячное производство Т-34 к этому месяцу должно было упасть до 130 единиц в месяц. Однако на этом «тридцатьчетверка» продержалась недолго.
После первых отзывов с фронта об ИС-2 стало ясно, что нового тяжелого танка нет. Теперь нужно было максимально насытить ими войска.
Совместный выпуск ИС-2 и Т-34
12 марта вышло постановление ГКО № 5378сс «Об увеличении производства тяжелых танков, самоходных артиллерийских установок ИС, мощных танковых орудий и снарядов калибра 122–152 мм». Он продублирован в приказе НКТП №2. 154сс от 14 марта 1944 года. В соответствии с этими документами с 15 марта производство Т-34 на ЧКЗ было прекращено, а ежемесячный выпуск ИС-2 и самоходных орудий на его основе постепенно довести до 500 единиц в месяц. Кроме того, производство ИСУ-122 началось в апреле 1944 года, и постепенно эти машины должны были стать основной САУ на базе ИС-2.
ИС-2, выпущенный весной 1944 г
Дополнительные 25 ИСУ-152 в месяц, указанные в Постановлении ГКО от 25.07.2012 г. 5378ss серьезно повлияли на производственную среду в марте. Несмотря на то, что в цехе СБ-2 в этом месяце удалось частично запустить конвейер по производству тяжелых танков, производственные проблемы остались. В связи с необходимостью увеличения объемов производства башню и дефектную секцию пришлось перенести в бывший цех СБ-34, ранее занимавшийся Т-34. Установленный на СБ-2 безбашенный танк пришлось собственными силами отправить в другую мастерскую, где установили башню и провели поиск неисправностей. При этом часть оборудования, выпущенного из производства Т-34, отправили в другие цеха. В то же время продолжалась работа по повышению качества. Однако к 1 апреля около 50-55% решений по повышению качества могут быть реализованы, в основном из-за трудоемкости работы.
В марте 1944 года ИС-2 лишился укладки двухоборотной подвески и получил подножку для места командира.
Тот же танк слева
УЗТМ должен был прекратить производство корпуса Т-34 и полностью перейти на корпуса для интегральных схем и самоходок на их основе. С июня 1944 года завод выпускал 50 комплектов корпусов и башен. В этом же месяце на заводе им. 200 прекратилась практика производства корпусов без башен, а на УЗТМ — производство башен без башен. С июля завод нет. 200 планировалось производить 200 комплектов корпусов и башен для ИС-2 каждый месяц. При этом завод сняли с задач по обеспечению производства корпуса ИСУ.
Изготовление корпуса для ИС-2 велось не только на УЗТМ, но и на заводе No. 200. Например, на заводе № 200 отлиты командирские башни. 178 с января 1944 г.
Велись работы по улучшению защиты тяжелого танка. На заводе нет. 200, стартовал 20 февраля. В марте 1944 года 78 из 116 корпусов и 62 из 82 башен, выпущенных заводом № 200 имели лобовые части из 70-литровой брони повышенной твердости. В то же время завод No. 178 начали отливку 70-литровых стальных командирских башен. Броня повышенной твердости появилась и на изделиях УЗТМ.
Старомодные поручни и кормовые фонари на верхней части корпуса выдерживали ИС-2 до мая 1944 года
В начале апреля 1944 года появился третий завод, доминирующий в производстве башен для ИС-2. Это был их мариупольский завод. Ильича, который был восстановлен после освобождения Мариуполя в сентябре 1943 года. Уже в январе Мариуполь передал первую броню, которая также пошла на завод No. 178. В конце апреля первая партия из 83 мариупольских башен прибыла на завод №1. 200. Правда, сразу можно было использовать только 35 из них, так как остальные имели к тому же очень значительный лишний вес (350-400 килограммов).
Однако завод нет. На 200 были проблемы с литьем. Трещины, которые нужно было припаять, были обычным явлением. Мариупольские башни, по мнению комиссии, действовавшей на заводе № 200 в мае 1944 г были лучшего качества. Несмотря на то, что по составу стали они отличались от заданных параметров, за счет лучшего качества внешней поверхности и хорошей плотности отливок продукция завода. Ильич оказался настойчивее. И это при том, что срока службы башен и корпусов завода нет. 200 из стали 70Л на 13-14% выше, чем у таких же деталей из брони средней твердости.
Внешне мариупольские башни напоминали изделия УЗТМ, однако на корме у них был отливной номер.
Башня производства УЗТМ. Лето 1944 года. Его довольно легко определить по отсутствию номеров уколов на корме и форме командирского купола. Башни завода есть. Ильича в Мариуполе были похожи
В апреле 1944 года на ЧКЗ продолжилась реорганизация производства. Еще одна машина, ИСУ-122, была помещена на конвейерную ленту. Были проблемы с поставкой деталей мастерской МХ-3, критично было положение с роликами, гусеницами, кривошипами и некоторыми другими деталями. Попытка перейти на литой трек закончилась неудачей, он не выдержал испытания. Людей очень не хватало, особенно в механических и сборочных цехах.
Однако оптимизация корпусного производства и другие мероприятия позволили заводу справиться с быстро растущим планом. В апреле ЧКЗ поставил 150 ИСУ-2 и 200 ИСУ (в том числе 70 ИСУ-122). В течение этого месяца было внесено 11 различных улучшений конструкции танка. В частности, усилены буксирные крюки, изменена укладка снаряда.
ИС-2 с корпусом имплантата n. 200 и башня УЗТМ в Выборге
Монтаж оборудования в механических цехах завершился только 20 мая. На работу Мэя существенно повлияло отсутствие запаса деталей. 2/3 месяца завод не работал на полную мощность, но оставшуюся часть десятилетия выполнял план в аварийном режиме. На сборку было направлено множество рабочих с других челябинских заводов. Очевидно, это сказалось на качестве. В мае ЧКЗ должен был произвести 175 ИС-2, 135 ИСУ-152 и 90 ИСУ-122, последние танки этого плана были поставлены к 4 июня.
Похожая ситуация сложилась в июне: только к 10 июля завод выполнил заказ на производство 200 ИСУ-2, 130 ИСУ-152 и 120 ИСУ-122. На этот раз выявились проблемы с оптикой и артиллерийским вооружением. По словам директора завода, дефицит рабочей силы на ЧКЗ на тот момент составлял около 5 тысяч человек. Однако военные представители отметили положительные тенденции. Завод выпускал продукцию с меньшими простоями. В июне был внесен ряд изменений в конструкцию танка. Наиболее заметными из них являются новые поручни. Запасные гусеницы «переместились» с кормы на нос корпуса. В этот же период кормовое освещение было перенесено на бортовые листы корпуса. Примерно в июле 1944 года была запущена в производство пистолетная установка с более широкой подвижной броней.
ИС-2 на параде в Минске в 1947 году. Справа — танк февраля 1944 года с башней УЗТМ и поршневой пушкой. Левый ИС-2 выпущен в июне 1944 года. Обе машины имеют поручни на башне нового типа
Июльскую программу по производству ИС-2 удалось выполнить только 6 августа. Завод произвел 225 танков, окончательная их поставка состоялась 10 дней спустя, 16 августа. С августа 1944 года завод начал переход на новый тип корпуса, с выпрямленным передом, хотя некоторое время продолжали выпускать машины со старым фронтом. Например, в Варшаве есть ИС-2 с заводским номером 240-40858, изготовленный в августе 1944 года. У этого танка корпус старого образца производства завода №200, а также башня Мариупольского производства. Позднее этот танк был произведен на некоторых уцелевших ИС-2 с приплюснутой носовой частью.
В процессе эксплуатации танки со старым типом фронта постепенно модернизировались. Они получили поручень нового типа на башне, их гусеницы перенесены на лобовой лист корпуса. Это было сделано во время тщательной проверки. Эти изменения хорошо видны на сохранившихся в Польше танках. Они не входили в программу УКН («Устранение конструктивных недостатков»), проводившуюся в СССР, и не подвергались модернизации до уровня ИС-2М. Благодаря этому они выглядят так же, как те, что эксплуатировались во время войны.
Автор благодарит Игоря Желтова (Москва) и Кирилла Кокшарова (Челябинск) за помощь в подготовке материала.
Источники
- https://tankigames.ru/rukovodstva/gajd-po-kv-1s-v-wot-blitz.html
- https://kiddyclub.ru/gde-bk-u-kv-2-uchimsya-probivat-tyazhi-vi-urovnya-sravnenie-s-drugimi/
- http://warthunderous.ru/gajdy-i-obzory/nazemnaya-tekhnika-obzory-i-gajdy-po-tekhnike/gajd-po-kv-2.html
- https://warspot.ru/11457-borba-za-mesto-na-konveyere