Мост дымился, как кратер вулкана »65; много лет назад был один из; худшие морские катастрофы в; СССР. Кто разрушил «Новороссийск»

65 лет назад, в ночь на 29 октября 1955 года, произошла одна из самых страшных морских катастроф в истории СССР. В бухте Севастополя в результате взрыва затонул флагман советского Черноморского флота — линкор «Новороссийск». В результате трагедии погибли 829 человек, в том числе моряки с других кораблей эскадры.

«Палуба дымилась, как кратер вулкана» 65 лет назад произошла одна из самых страшных морских катастроф в СССР. Кто погубил «Новороссийск»?

1633471305

65 лет назад, в ночь на 29 октября 1955 года, произошла одна из самых страшных морских катастроф в истории СССР. В бухте Севастополя в результате взрыва затонул флагман Черноморского флота СССР — линкор «Новороссийск». В результате трагедии погибли 829 человек, в том числе моряки с других кораблей эскадры. Неоднократно в гибели «Новороссийска» обвинялись немецкие мины, итальянские диверсанты и партийный заговор против советского адмирала — и споры о том, что на самом деле произошло с линкоском, не утихают до сих пор. Историю гибели самого большого надводного корабля Советского Союза, прошедшего две мировые войны, но не дожившего в мирное время, напомнила «Лента.ру».

Гигантские линкоры. Основными лидерами программы считались тяжелые артиллерийские корабли — линкоры и крейсеры, которые должны были стать самыми большими и мощными в мире. Даже если достроить

Властелины морей

То, что линкоры являются основной силой флота, считалось аксиомой почти три столетия. Начиная с англо-голландских войн 17 века и до Ютландской битвы в 1916 году исход войны на море решался артиллерийской дуэлью между двумя флотами, развернутыми по следам (отсюда и происхождение термина «линейный корабль», сокращенно линкор). Вера во всемогущество линкора не была подорвана ни развивающейся авиацией, ни подводными лодками. И после Первой мировой войны большинство адмиралов и военно-морских теоретиков все еще измеряли силу флота по количеству тяжелых орудий, общему весу бокового щитка и толщине брони. Но именно эта исключительная роль линейных кораблей, считавшихся бесспорными хозяевами морей, сыграла с ними злую шутку…

Эволюция линкоров в первые десятилетия двадцатого века была очень быстрой. Если в начале русско-японской войны в 1904 году крупнейшие представители этого класса, называвшиеся тогда эскадронными линкорами, имели водоизмещение около 15 тыс. Тонн, то спустя два года в Англии построили знаменитый «Дредноут» (это название стало имя нарицательное для его многочисленных последователей) имел полное водоизмещение уже 20 730 тонн. «Дредноут» казался современникам гигантом и вершиной совершенства. Однако в 1912 году на фоне новых супер-линкоров он выглядел вполне нормальным кораблем второй линии… А спустя четыре года англичане заложили знаменитый «Худ» водоизмещением 45 тысяч тонн! Невероятно мощные и дорогие корабли в условиях безудержной гонки вооружений устарели буквально за три-четыре года, а их массовое строительство стало чрезвычайно обременительным даже для самых богатых стран.

Почему так случилось? Дело в том, что любой боевой корабль — это компромисс многих факторов, основными из которых являются три: вооружение, защита и скорость. Каждый из этих компонентов «съедал» значительную часть водоизмещения корабля, поскольку громоздкая артиллерия, броня и силовые установки с многочисленными котлами, топливом, паровыми двигателями или турбинами были очень тяжелыми. И конструкторам, как правило, приходилось жертвовать одним из боевых качеств в пользу другого. Таким образом, итальянская кораблестроительная школа характеризовалась скоростными и хорошо вооруженными, но плохо защищенными линкорами. Немцы, напротив, ставили во главу угла выживание и строили корабли с очень мощной броней, но умеренной скоростью и легкой артиллерией. Стремление обеспечить гармоничное сочетание всех характеристик с учетом тенденции постоянно увеличивать главный калибр привело к чудовищному увеличению габаритов корабля.

Парадоксально, но появление долгожданных «идеальных» линкоров — быстрых, тяжеловооруженных и защищенных мощной броней — довело саму идею таких кораблей до полной чуши. Тем не менее: из-за своей высокой стоимости летающие монстры подорвали экономику своих стран больше, чем вторжения вражеских армий! При этом они практически не выходили в море — адмиралы не хотели рисковать столь ценными боевыми частями, поскольку потеря даже одного из них практически приравнивалась к национальной катастрофе. Из средства ведения войны на море линкоры превратились в инструмент большой политики. Причем продолжение их строительства определялось уже не тактической целесообразностью, а совершенно другими причинами. Наличие таких кораблей для престижа страны в первой половине двадцатого века означало более или менее то же самое, что обладать ядерным оружием сегодня.

Правительства всех стран осознавали необходимость остановить неискаженную движущую силу гонки морских вооружений, и радикальные меры были приняты на международной конференции, созванной в Вашингтоне в 1922 году. Делегации наиболее влиятельных государств приняли решение значительно сократить свои силы кораблей и консолидировать общий тоннаж своего флота в определенной пропорции в течение следующих 15 лет. На тот же период практически повсеместно было остановлено строительство новых линкоров. Единственное исключение было сделано для Великобритании, страны, вынужденной снести наибольшее количество новеньких линкоров. Но те два линкора, которые вряд ли могли построить англичане, имели бы идеальное сочетание боевых качеств, поскольку их водоизмещение оценивалось в 35000 тонн.

Вашингтонская конференция стала первым реальным шагом в истории по ограничению наступательных вооружений в глобальном масштабе. Это дало мировой экономике некоторую передышку. Но не более того. Поскольку апофеоз «гонки линкоров» был еще впереди…

Чем отличаются корвет, эсминец, фрегат и крейсер: Щит и меч Русский корвет «Страж» Корвет — это тип небольшого боевого корабля, предназначенного для выполнения патрульных и эскортных функций. Основные задачи такого корабля — обнаружение подводных лодок и авиации противника и борьба с ними

Фрегат

1633471305-1

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако если эсминец способен бороться со всеми видами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты ориентированы только на борьбу с подводными лодками и самолетами противника.

У них тоже есть ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Создание линкоров было связано не только с выпуском новых кораблей, но и с изменением общей схемы боя. Военные корабли стали придерживаться единой тактики.

Конец эры линкоров

Атака японского императорского флота на американскую базу в Перл-Харборе в декабре 1941 года доказала недоступность линкоров. Огромные, неповоротливые и уязвимые для воздушных атак: их тяжелое вооружение, наносящее удары на десятки километров, пришло в негодность. Затопление нескольких единиц техники заблокировало возможность выхода в море остальных боевых кораблей. В результате США потеряли значительную часть своих современных линкоров.

Конец Второй мировой войны стал финалом эры лайнеров. Бои последних лет показали, что эти корабли не могут защитить себя от морской авиации и подводных лодок. На смену им пришли еще более мощные и гигантские авианосцы с десятками самолетов.

При этом дредноуты сразу не отменили, их требовала постепенная замена. Так, в 1991 году последние американские линкоры «Миссури и Висконсин», построенные во время Второй мировой войны, совершили поход в Персидский залив, где запустили крылатые ракеты «Томагавк». В 1992 году штат Миссури был выведен из эксплуатации. В 2006 году со службы ушел и последний в мире линкор «Висконсин.

Оцените статью
bestgamemobile.ru