В каком городе жил бэтмен

Скриншот из игры «Бэтмен: Рыцарь Аркхема»

Бэтмен

1633474280-1

Однажды талантливый художник по имени Боб Кейн сделал набросок персонажа, названного Бэтменом (в других вариациях – Бетмен, Бэтмэн, Бетман, Бэтман). Это был супергерой, костюм которого напоминал крылья летучей мыши. С английского имя Batman так и переводится – «Человек-летучая мышь». Набросок персонажа увидел писатель Билл Фингер, который помог Кейну довести до ума его задумку. Создатели Бэтмена и не подозревали, что вскоре новый герой комиксов по популярности не будет уступать Супермену.

Бэтмен задумывался как высоконравственный супергерой, ярый борец с преступностью, наделенный множеством талантов. Источником вдохновения для создания его образа стала массовая культура 30-х годов прошлого столетия, включающая фильмы, журналы и комиксы того времени. В своих интервью Кейн рассказывал, что в художественном оформлении героя он ориентировался на фильмы «Знак Зорро» и «Шепот летучей мыши». Фингер также отмечал, что Batman, его облик и характер сформировались под влиянием pulp-журналов, образа героя по имени Тень из одноименного журнала, и детективов про Шерлока Холмса.

Биография Бэтмена неоднократно корректировалась, но во всех вариациях можно выделить следующие общие места. В обычной жизни Бэтмена зовут Брюс Уэйн, внешне он выглядит как легкомысленный кутила, завидный жених и прожигатель жизни. Брюс Уэйн имеет приличное состояние – он владелец корпорации, доставшейся ему в наследство от почивших родителей.

Важнейшая точка в биографии Бэтмена – насильственная смерть его родителей от рук беспринципного грабителя Джо Чилла. Брюс Уэйн шокирован смертью близких, он мечтает побороть преступность в городе Готэм. Для этого юный герой приобретает множество навыков: он совершенствует свою физическую форму, изучает боевые искусства, получает навыки детектива.

В юном возрасте Брюс Уэйн становится завсегдатаем Кембриджа, Сорбоны и других европейских научных центров, но учебные рамки тяготят его. В своих путешествиях он постигает 127 дисциплин ведения боя, в том числе ниндзюцу, айкидо и т. д. У специалистов Уэйн обучается незаметному преследованию, охоте, искусству врачевания и даже чревовещания. Поражают умственные способности героя. IQ Бэтмена равен 192, он с одинаковым рвением изучает математику, биологию, мифологию, физику, историю, географию, химию, информатику и криминологию. Благодаря полученным знаниям и навыкам Бэтмен смог стать опасным и непредсказуемым противником. Также стоит отметить, что, в отличие от остальных супергероев, Бэтмен не наделен никакими суперспособностями. Для борьбы с соперниками он использует исключительно свой интеллект и физическую силу.

После первого появления в комиксах в 1939 году Бэтмен быстро набрал популярность. На данный момент франшиза включает в себя неисчислимое количество комиксов, мультсериалов, огромное число игрушек и прочей продукции, где фигурирует Бэтмен. Фильмография с участием этого персонажа насчитывает свыше 20 полнометражных лент, причем новые фильмы продолжают выходить.

1633476597-2

Мы оставим за рамками этого текста перипетии между его создателями, Биллом Фингером и Бобом Кейном, по вопросам авторства и тому, кто какой вклад в него внес — сосредоточимся на самом персонаже. На него серьезнейшее влияние оказали несколько персонажей, которые были очень популярны среди детей и подростков в те далекие годы — Тень, Зорро, Фантом и другие. Получилась гремучая смесь из таинственности, загадочности, акробатики, рукопашных схваток и первых гаджетов — в общем и целом, на заре своего становления Бэтмен был классическим мстителем в маске, которых было тогда навалом.

Первые перемены Бэтмена

Первое изменение для Брюса произошло в середине 50-х годов — с приходом в комиксы Барри Аллена во вселенной DC начала закладываться концепция мультивселенной, и образовалась довольно нетривиальная ситуация. Бэтмен фактически остался единственным костюмированным мстителем из 40-х годов, и комиксы о нем выходили уже пятнадцать лет. Многие из тех, кто читали его тогда, уже выросли, закончили учебу в школе, колледже или даже университете, кто-то отслужил в армии и, возможно, даже повоевал; люди уже поженились и, вероятно, завели детей — а Бэтмен не постарел ни на год, равно как и Дик Грейсон, что все еще был подростком и Чудо-мальчиком.

Появление Земли-Один решило эту проблему — читателям представили нового Бэтмена, который как бы новый, но старый. Вы его все хорошо знаете, но появился он сравнительно недавно, по меркам вселенной. Ну вы поняли.

В 50-х годах Бэтмен наконец встретился с Суперменом и вступил в Лигу Справедливости Америки, что собрала в своих рядах величайших героев тех лет. И тогда Бэтмен тоже отличался от того, кого мы знаем — если сегодня он скорее источник бесконечных проблем или параноидальный интриган, тогда он был просто членом Лиги — пусть и уважаемым, но не таким выдающимся, поскольку в те годы доминировал Супермен.

Кейн подписал авторские права на персонажа вместе с условием обязательного указания его авторства на обложках всех комиксов о Бэтмене. Условие перестало соблюдаться в середине 1960-х — имя Кейна на обложке было заменено на стандартные подписи сценаристов и художников, работавших над выпуском. В конце 1970-х, когда Джерри Сигел и Джо Шустер добились упоминания created by (рус. созданный [кем] ) в отношении Супермена, вместе с Уильямом Молтоном Марстоном в отношении Чудо-женщины, в комиксах о Бэтмене стали добавлять created by Bob Kane (рус. созданный Бобом Кейном ) вместе с традиционными подписями авторов того или иного выпуска.

Вымышленная биография

Биография Бэтмена за 70 лет претерпела множество изменений, значительных и незначительных, что связано с политикой DC. С течением времени персонажи неизбежно стареют, и, чтобы избежать этого или возможных нестыковок с альтернативными сюжетами, издательство может «перезапустить» историю, что и случилось в 1986 году после кроссовера Кризис на Бесконечных Землях. Историк Роберт Пиросон в начале 1990-х годов отметил, что в отличие от многих персонажей у Бэтмена нет своеобразной «предыстории», которая бы имела место в определённый период и которую можно было бы брать за основу; особенности его биографии менялись с течением более чем пяти десятилетий, обрастая новыми подробностями [67] .

Обычно центральным событием в жизни Бэтмена, «отправной точкой» практически любого варианта его биографии принято считать смерть родителей, когда он был ребёнком. Брюс Уэйн был морально травмирован, став свидетелем убийства его отца, врача Томаса Уэйна и матери Марты Уэйн, которых выстрелом из пистолета убивает грабитель Джо Чилл. Юный Брюс решает искоренить преступность в Готэме, позже став мстителем в маске по прозвищу Бэтмен. Историки комиксов также признают значительным появление Робина, однако с приходом Денниса О’Нила на пост сценариста, а позже — редактора серии, Робин отодвинут на задний план, в надежде установить преемственность между сериями [68] .

Золотой век

С первого своего появления в Detective Comics №27 в 1939 году Бэтмен сразу был представлен как борец с преступностью [69] . История детства Брюса Уэйна была показана в выпуске №33, а позже конкретизирована в №46. Согласно этим выпускам, Брюс родился 19 февраля [70] в семье Томаса и Марты Уэйн — богатых промышленников Готэма, занимающихся благотворительностью и благоустройством города, однако Томас Уэйн работал врачом в госпитале вместо того, чтобы заниматься корпорацией. Брюс вырос в фамильном особняке Уэйнов — Пэлисайдс — в пригороде Готэма и рос привилегированным ребёнком до восьми лет, пока его родители не погибли на глазах у маленького Брюса от руки мелкого бандита Джо Чилла на пути из кинотеатра. На похоронах родителей Брюс поклялся отомстить за смерть родителей и заняться искоренением преступности в Готэме. Он проходит интенсивную физическую подготовку, обучается боевым искусствам, владению огнестрельным и холодным оружием, навыкам слежки и шпионажа, однако понимает, что одной физической формы недостаточно. Уэйн считал, что «преступники довольно суеверны и трусливы», а потому его внешний вид должен внушать им страх. Он искал подходящий образ, и в это время в окно влетела летучая мышь, и Брюс решил принять за основу её образ и взять псевдоним «Бэтмен» [71] .

В начале своей карьеры Бэтмен был отрицательно воспринят полицией, которые считали «мстителя в маске» не более, чем психопатом. В тот период у Брюса была невеста, Джули Мэдисон, а чуть позже Уэйн берёт к себе сироту Дика Грейсона — циркового акробата, который стал его напарником Робином. Бэтмен становится одним из основателей Общества Справедливости Америки [72] и вместе с Суперменом — почётным его членом [73] . Полиция города начинает относиться к нему более благосклонно, и скоро он получает звание почётного детектива полиции Готэма [74] . Некоторое время спустя в город прибывает Альфред Пенниуорт — дворецкий четы Уэйнов — и после того, как он узнаёт тайну личности Бэтмена, становится его союзником и помощником.

Серебряный век

Началом Серебряного века DC считается 1956 год и появление нового Флэша — Барри Аллена. Стиль историй о Бэтмене сменился менее мрачным в период между Золотым и Серебряным веками, и к началу 1960-х годов они включали в себя научно-фантастические элементы — космических пришельцев, научные опыты, однако к выпуску Detective Comics №327, вышедшему в мае 1964 года, Бэтмен снова вернулся к своим корням детектива.

После введения Мультивселенной в начале 1960-х годов выясняется, что все персонажи Золотого века жили на Земле-2, а Серебряного — на Земле-1, и та история происхождения, что была описана ранее, относилась к той версии Бэтмена, которая теперь стала считаться альтернативной. Сам персонаж обозначался как Бэтмен с Земли-2, и позже в выпуске Superman Family №211 было показано, что он женился на Женщине-кошке Земли-2 — Селине Кайл — и стал отцом Хелены Уэйн, позже известной как Охотница. Впоследствии Охотница вместе с Диком Грейсоном — Робином Земли-2 — встаёт на защиту Готэма, когда Уэйн оставляет карьеру Бэтмена и становится комиссаром полиции, а затем погибает во время своей последней миссии в качестве Бэтмена. Эта история Бэтмена считается альтернативной и не вхожей в основной канон, однако комиксы о Бэтмене были опубликованы без перерыва, в отличие от аналогичных персонажей DC: Зелёного Фонаря Алана Скотта и Хэла Джордана и Флэша Джея Гаррика и Барри Аллена. В течение последующих десятилетий подробности происхождения основного Бэтмена Земли-1 были изменены или расширены, как пример — встреча с будущим Суперменом в юности и воспитание дядей Филипом Уэйном, который появился в выпуске Batman №208 в феврале 1969 года [75] [76] . В 1980 году тогдашний редактор серии Пол Левитц стал автором серии Untold Legend of the Batman (рус. Нерассказанная история Бэтмена ), в которой тщательно и в хронологическом порядке описал биографию Брюса Уэйна.

В течение всего периода Бэтмен работает вместе с другими героями, в первую очередь с Суперменом, с которым впервые объединился в 1954 году в рамках серии World’s Finest Comics и появлялся вплоть до её окончания в 1986 году. Бэтмен и Супермен, как правило, изображаются как близкие друзья, которые в курсе настоящих личностей друг друга. Вместе они становятся основателями Лиги Справедливости Америки в выпуске Brave and the Bold №28. В 1970-х Brave and the Bold сменила название на Batman, а сам герой ежемесячно появлялся в команде с несколькими персонажами.

В 1969 году Дик Грейсон начинает посещать колледж, что стало толчком к пересмотру некоторых моментов историй о Бэтмене. Сам Брюс Уэйн переезжает из своего особняка в пентхаус на вершине небоскрёба Wayne Enterprises в центре Готэма для того, чтобы быть ближе к местам преступления и реагировать более оперативно. В период с середины 1970-х по начало 1980-х годов Бэтмен практически всегда работает в одиночку, иногда объединяясь с Робином или Бэтгёрл. Истории снова вернулись к своему традиционному мрачному наполнению и оформлению, а изображённые преступления были всё более тяжкими. В тот период появилось несколько новых персонажей, и вернулись старые, такие как Джокер — убийца-психопат — и Ра’с аль Гул — террорист в возрасте нескольких сотен лет, который знает о том, что Брюс Уэйн и Бэтмен — одно и то же лицо. В начале 1980-х годов Дик Грейсон уходит с поста Робина и становится отдельным супергероем под псевдонимом Найтвинг [3] .

В финальном выпуске Brave and the Bold № 200 в июле 1983 года Бэтмен покидает Лигу Справедливости и формирует новую команду под названием Аутсайдеры. Он остаётся лидером команды вплоть до выпуска Batman and the Outsiders №32 в 1986 году, когда серия была отменена.

Современный век

1633476598

После ограниченной серии комиксов Crisis on Infinite Earths (рус. Кризис на Бесконечных Землях ) серии издательства были перезапущены в попытке обновить персонажей для более современного периода и нового поколения читателей. Фрэнк Миллер переписал происхождение Бэтмена в 1986 году, в выпусках Batman №404–407, сделав акцент на твёрдость характера и непоколебимость воли героя [77] . Бэтмен Земли-2 был окончательно удалён из сюжета, равно как и некоторые моменты биографии Бэтмена времён Серебряного века/Земли-1, которая теперь именовалась посткризисной, а после отмены Мультивселенной Земля-1 перестала существовать. Пример внёсенных изменений — смена честной и эффективной полиции Готэма на коррумпированную и контролируемую преступными группировками города, которые стремились вывести Бэтмена из игры вместо того, чтобы помогать ему, и в результате чего Бэтмен был объявлен вне закона. Несмотря на то, что прошлое Дика Грейсона не изменилось, появился второй Робин Джейсон Тодд — сирота и сын преступника [78] . Удалена история об опекуне юного Брюса Уэйна — Филлипе Уэйне, который был заменён Альфредом Пенниуортом, заботившемся о Брюсе после смерти родителей. Бэтмен уже не является основателем Лиги Справедливости Америки, однако некоторое время был её лидером, когда команда была переформирована в 1987 году. Чтобы заполнить пробелы, образовавшиеся в новой истории Бэтмена после кризиса, DC в 1989 году запустили серию Legends of the Dark Knight (рус. Легенды Тёмного рыцаря ), а также опубликовали ряд мини-серий и отдельных выпусков, которые были сюжетно связаны с сюжетом Миллера 1986 года.

В 1988 году, в выпусках Batman №426–429, второй Робин Джейсон Тодд погибает от руки Джокера, что делает Бэтмена более жестоким по отношению к преступникам и в то же время менее осторожным. После смерти Тодда Бэтмен несколько лет работает в одиночку и в начале 1990-х годов находит себе нового напарника — Тима Дрейка, который надевает маску Робина [79] . В 2005 году создатели «воскресили» Джейсона Тодда, который оказался по разные стороны баррикад со своим бывшим наставником.

Многие из основных серий о Бэтмене в 1990-х годах были включены в состав кроссовер-серий. В 1993 году DC издали Death of Superman (рус. Смерть Супермена ), а также Knightfall (рус. Падение рыцаря ). В сюжете Knightfall злодей Бэйн наносит Брюсу Уэйну травму позвоночника, и он на некоторое время оставляет роль Бэтмена, передав плащ Азраилу. После окончания Knightfall последующая сюжетная линия раскололась на два направления — приключения Азраила в качестве нового Бэтмена и события, случившиеся с Брюсом Уэйном, и поиски способа снова вернуться к роли Тёмного рыцаря. Обе сюжетные линии объединяются в истории Knight’s End (рус. Конец рыцаря ), где Азраил, ставший более жестоким, терпит поражение от исцелившегося Брюса Уэйна. Уэйн передаёт мантию Бэтмена Дику Грейсону, который в то время уже известен под псевдонимом Найтвинг, временно предлагая ему принять личность Бэтмена, пока Уэйн не будет готов вернуться [80] .

В 1994 году в сюжетной линии Zero Hour: Crisis in Time (рус. Нулевой час: Кризис времени ) DC снова изменили пространственно-временной континуум вымышленной вселенной, что затронуло и судьбу персонажей, в том числе Бэтмена. Одним из нововведений стало восприятие Бэтмена как всего лишь городской легенды в качестве наиболее распространённого мнения среди жителей Готэма. Встреча Бэтмена с убийцей его родителей Джо Чиллом была убрана из хронологии, а сюжетная линии Year Two (рус. Второй год ), изданная ранее, была признана неканонической.

Бэтмен вернулся в Лигу Справедливости в 1996 году, когда Грант Моррисон стал автором новой серии JLA. Хотя Бэтмен в значительной степени способствовал успехам команды, Лига Справедливости вскоре отошла на второй план в основных сериях о Бэтмене. В 1998 году Готэм был разрушен землетрясением и в конечном итоге отрезан от остальной части страны. Лишившись многих технологических ресурсов, Бэтмен противостоит бандам, захватившим город в сюжетной линии 1999 года No Man’s Land (рус. Безлюдная земля ).

В конце 1990-х годов отношения Бэтмена с департаментом полиции Готэма изменились в худшую сторону во время сюжетов Batman: Officer Down (рус. Бэтмен: Падение офицера ) и Batman: War Games/War Crimes (рус. Бэтмен: Военные игры/военные преступления ). Союзник Бэтмена в полиции комиссар Джеймс Гордон уволен из департамента, а сам Бэтмен объявлен в розыск после того, как один из его планов приводит к войне криминальных группировок в городе, в результате которой власть в городе захватывает Чёрная маска. Ещё одна проблема Бэтмена — Лекс Лютор, бывший суперзлодей, который, став президентом Соединённых Штатов, отменил все правительственные контракты Wayne Enterprises. Лютор организовывает покушение на возлюбленную Уэйна — Веспер — в сюжетных арках Bruce Wayne: Murderer? (рус. Брюс Уэйн: Убийца? ) и Bruce Wayne: Fugitive (рус. Брюс Уэйн: Беглец ). Хотя Бэтмену удаётся вернуть доброе имя, он теряет очередного союзника — Сашу Бордо, свою бывшую возлюбленную, которую вербует организация «Шахматы». Когда Бэтмен лишается возможности доказать, что за убийством Веспер стоит Лютор, он решает отомстить ему при содействии Талии аль Гул в выпусках Superman/Batman №1—6: Уэйн занимается промышленным шпионажем и добивается банкротства Лютора и краха его компании.

В 2005 году во время кроссовера Identity Crisis (рус. Кризис личности ) Затанна, одна из участниц Лиги Справедливости, удаляет некоторые воспоминания Бэтмена для предотвращения мести Доктору Лайту за изнасилование Сью Дибни, жены супергероя Удлинняющегося человека. Это стало началом возникновения недоверия между Бэтменом и остальными членами команды. В конечном итоге это приводит к тому, что по сюжетной линии Марка Уэйда Tower of Babel (рус. Вавилонская башня ) в рамках серии JLA Бэтмен окончательно сходит с ума и создаёт спутниковую систему слежения, позволяющую определять местонахождение других героев и убивать их. Он объединяется с Лордом Максвеллом, который убивает супергероя Голубого жука, чтобы не дать тому предупредить Лигу Справедливости о том, кто стоит за убийствами. Ответственность Бэтмена за смерть Голубого жука становится одной из центральных тем для следующего события DC — Infinite Crisis (рус. Бесконечный кризис ), после которого DC снова перестраивает линию повествования. В выпуске Infinite Crisis №7 Александр Лютор-младший становится причиной объединения трёх вселенных в одну — Новую Землю, и её история снова переписана. Убийцей Марты и Томаса Уэйн снова стал Джо Чилл, который был взят под стражу, что отменяет изменение структуры повествования, произошедшее в Zero Hour: Crisis in Time. Когда Лютор тяжело ранит Найтвинга, Бэтмен не справляется с эмоциями — он берёт пистолет, готовясь расправиться с Лютером, но оружие даёт осечку.

После Бесконечного кризиса, в сюжетной линии Face to Face (рус. Лицом к лицу ) Бэтмен вместе с Робином Тимом Дрейком и оправившимся от ранения Найтвингом возвращаются в Готэм после годичного отсутствия. В сюжетной линии 52 Бэтмен учится справляться с эмоциями — проходит ритуал медитации в городе Нандра Парбат [81] [82] . Это становится важной частью преображения Бэтмена, делая его более расчётливым и осмотрительным, лишив его страха, который преследовал его последние годы.

После 52 Уэйн официально принимает Тима Дрейка в качестве своего приёмного сына [83] . Позднее, в сюжете Batman & Son (рус. Бэтмен и сын ) у него появляется родной сын — Дэмиен Уэйн — от злодейки Талии аль Гул. Бэтмен вместе с Суперменом и Чудо-женщиной возрождают Лигу Справедливости, а также Аутсайдеров в обновлённом составе [84] [85] .

В сюжетной линии 2008 года Batman R.I.P. (рус. Покойся с миром, Бэтмен ) Грант Моррисон указал на явные зачатки психических проблем Уэйна. Неизвестная ранее организация «Чёрная перчатка» воспользовалась нестабильностью Бэтмена и практически добилась потери им рассудка и амнезии. Финальным событием сюжета становится исчезновение Брюса Уэйна после разрушения бэтпещеры и особняка Уэйнов, и все решают, что он погиб во взрыве вертолёта своего противника. Позже DC сочла такой ход не совсем удачным и выпустила серию Last Rites (рус. Последний обряд ), где Брюс Уэйн жив и здоров, отправляется в штаб-квартиру Лиги Справедливости — Зал Справедливости, чтобы помочь расследовать убийство Ориона. В конце Финального кризиса Бэтмен встречает одного из Новых Богов — Дарксайда, который поражает его Санкцией Омега — силой, способной перемещать во времени и пространстве. Бэтмен отправился в далёкое прошлое, в эпоху палеолита, а его труп остался в текущем измерении, и потому он был объявлен погибшим.

В мини-серии из трёх выпусков Battle for the Cowl (рус. Битва за капюшон ) близкие друзья Брюса решают, кто займёт его место, и в итоге Дик Грейсон неохотно соглашается стать новым Бэтменом [86] . Тим Дрейк берёт псевдоним Красный Робин и вместе с Грейсоном отправляется на поиски Бэтмена, в надежде, что он ещё жив [87] .

В начале кроссовера Blackest Night (рус. Темнейшая ночь ) суперзлодей Чёрная рука, один из лидеров Корпуса Чёрных Фонарей, выкапывает тело Брюса Уэйна из могилы и берёт себе его череп [88] . Используя череп в качестве инструмента, он создаёт чёрные кольца и реанимирует погибших героев и злодеев в качестве зомби, а также «возрождает» Некрона — воплощение силы Корпуса и аналога бога смерти. Тело Бэтмена было воскрешено в качестве Чёрного Фонаря вместе с членами его семьи. Позже, из-за того, что тело Брюса поддельное, планы Некрона частично провалились, а сам череп был возвращён в могилу [89] . Позже выясняется, что тело, которое приняли за труп Брюса, — его клон, созданный Дарксайдом во время его неудачной попытки создать армию «Бэтменов». Дик Грейсон пытался возродить тело Уэйна в Яме Лазаря, которую Ра’с аль Гул использует для поддержания вечной жизни, и только узнав о клоне, понял, почему это не возымело эффекта [90] [91] .

Бэтмен возвращается в настоящее время в сюжетной линии Batman: The Return of Bruce Wayne (рус. Бэтмен: Возвращение Брюса Уэйна ), где после длительного путешествия по различным периодам мировой истории он узнаёт, что Дарксайд намеревался превратить его в мощное оружие, заставив накапливать омега-энергию [92] [92] [93] [94] . Благодаря членам Лиги Справедливости: Бустеру Голду, Рип Хантеру, Супермену и Хэлу Джордану, которые после Финального кризиса следовали за Брюсом в надежде найти его, Бэтмен возвращается в наше время.

После возвращения он снова становится Тёмным рыцарем, только в более глобальном масштабе, оставляя Готэм под надзор Дика Грейсона и Дэмиена Уэйна. В текущей серии Batman, Incorporated (рус. Объединение Бэтмена ) Уэйн решает реализовать идею по созданию своего «Бэтмена» в каждой стране мира, а также публично заявляет, что Wayne Enterprises поможет ему в этом.

«Перезапуск» в рамках The New 52

После «перезапуска» 52-х серий вселенной DC в сентябре 2011 года, Брюс Уэйн вернулся к своему альтер-эго Бэтмена и членству в Лиге Справедливости, а предыдущие события оказались вычеркнутыми из основного канона. Дик Грейсон снова начал работать под псевдонимом Найтвинг в качестве напарника Бэтмена.

Это те, что были недавно упомянуты в последних выпусках Detective Comics. До этого в комиксах упоминались:

Что делает Бэтмена Бэтменом? Вспоминаем главные атрибуты Темного рыцаря

Впервые они появились в Detective Comics #31 (сентябрь 1939 года). И тогда он назывался baterang, а не batarang. В этом же выпуске, кстати, впервые появился и batgyro — прообраз бэт-крыла. Там же прямым текстом указывался источник вдохновения — бумеранги, которыми на протяжении десятков тысяч лет пользовались австралийские аборигены.

Вообще, ошибочно считать, что бумеранг — это оружие, которым пользовались только австралийские аборигены: согласно археологическим раскопкам, им или ему подобным оружием пользовались племена и народы на всех континентах, от кельтов до племен, населявших Южную Калифорнию.

Впоследствии название изменилось на уже ставшее классическим batarang.

Спустя двадцать два года Брюс рассказал Робину, как на самом деле в его арсенале появились бэтаранги — в вышеупомянутом комиксе все выглядело так, будто Брюс изобрел их самостоятельно. Это не так.

В _Detective Comics #244 _мы узнаем, что Бэтмен однажды преследовал преступника, который скрывался в цирке, и там Брюс встретил Ли Коллинза — австралийца, которым мастерски владел необычным оружием — бумерангом.

Бэтмен оказался впечатлен эффективностью бумеранга, и после короткой тренировки (длиной в одну панельку) он в совершенстве овладел им, а Коллинз смастерил ему его первый бэтаранг. В том же выпуске Брюс продемонстрировал еще несколько видов бэтарангов: магнитный, бэтаранг со скрытой камерой, бэтаранг, имитирующий звук полицейского свистка, бэтаранг-вспышку, бэтаранг с тросом — ну и конечно же, Царь-Бэтаранг. На самом деле, это Бэтаранг-Икс, но вы только посмотрите на него.

1633476599

У Бэтмена, кстати, есть даже специальный бэтаранговый бюджет, который он расходует на восполнение запасов бэтарангов. И он настолько большой, что Робин ухитрился спрятать в нем покупку Бэтмобиля для Юных Титанов, сказав Бистбою, что этот бюджет «больше, чем ты думаешь».

Ну и раз уж упомянули Бэтмобиль, то не грех и про него сказать пару слов.

Бэтмобиль

Про него недавно был большой материал, в котором я рассматривал его эволюцию, поэтому здесь сосредоточимся немного на другом. Бэтмобиль появился в комиксах практически одновременно с самим Бэтменом — в 1941-м году, в Batman #5.

Очень быстро он эволюционировал от простого автомобиля до передвижной криминальной лаборатории и надежной опоры Бэтмена в самых тяжелых ситуациях. На протяжении восьмидесяти лет он постоянно улучшался и модернизировался, но суть его оставалась прежней — быстро добраться в нужную точку Готэма, хорошенько кого-нибудь или что-нибудь протаранить и все в таком духе.

Если рассматривать супергероев «первой волны», то это, пожалуй, первое супергеройское транспортное средство (если не считать автомобиль Тени), которое появилось в силу естественных ограничений Брюса — ни летать, ни быстро бегать он не может — и очень быстро стало одним из самых главных орудий Темного рыцаря.

Бэтмобиль эпичен, и без него представить Бэтмена невозможно. Точно так же, как его невозможно представить без…

Альфред

Я надеюсь, что Альфред Пенниуорт не сильно обидится, если мы включим его в список «атрибутов» Бэтмена — если бы мы делали, например, список союзников Брюса, там был бы он один. Несмотря на все навыки и умения, Бэтмен все равно не может сражаться в одиночку — кто-то должен подсказывать, направлять и давать оперативные сводки в реальном времени. Это уже не говоря о том, что кто-то должен штопать его раны и уговаривать лечь спать или поужинать. Все эти функции взял на себя Альфред.

Сегодня это может прозвучать невероятно, но Альфред не всегда был рядом с Брюсом. Более того — привычный нам образ тоже появился не сразу. Альфред Бигл дебютировал в 16-м выпуске серии Batman в 1943-м году, прибыв в особняк Уэйна и представившись Брюсу и Дику как их новый дворецкий. Первое время он даже не знал об их двойной жизни! И выглядел вот так:

А изменился он благодаря… сериалу. В 1943-м году в телевизионном сериале Batman роль дворецкого исполнил актер Уильям Остин, и редакторы тут же захотели, чтобы комиксный Альфред был похож на сериального. В итоге Альфред отправился «в отпуск», из которого вернулся уже подтянутым и заметно изменившимся внешне.

1633476601

С течением времени Альфред прошел долгий путь от второстепенного комедийного персонажа до надежного и преданного союзника Бэтмена. Его биография пополнялась и расширялась — он стал бывшим актером театра и сотрудником британских спецслужб, отчего имел богатейший военный и медицинский опыт. Идеальная поддержка для Бэтмена. Он, пожалуй, единственный человек, кому Брюс доверяет полностью, поскольку Альфред взвалил на свои плечи воспитание Уэйна и заботу о нем.

Более того — Брюс может прислушаться только к Альфреду, который в чисто английской ироничной манере частенько выражает сомнение или неодобрение касательно тех или иных решений Бэтмена. Одно известно точно — он не одобряет Бэтмена, но никогда не бросит Брюса.

Робин

Вообще, Робинов на данный момент аж четверо (пятеро, если считать Стефани Браун, и шестеро, если считать Кэрри Келли). Все они — очень разные, каждый со своим характером, особенностями, силами и слабостями.

Изначально самый первый Робин — Дик Грейсон — появился потому, что, по мнению Билла Фингера, «у Бэтмена должен быть свой Ватсон, с которым он мог бы общаться». К тому же Фингер рассказывал, что он был очарован фильмом The Adventures of Robin Hood, и образ первого Робина очень много почерпнул оттуда. К тому же был серьезный расчет на детскую аудиторию, что могла бы соотносить себя с новым героем. Эксперимент вышел удачным — продажи подскочили вдвое.

С течением времени роль Робина изменялась — из комедийного элемента, нацеленного на детскую аудиторию, он становился все более драматическим персонажем. Бэтмен все больше видел в мальчике самого себя, точно так же потерявшего родителей, и стал для него отцом и наставником, которых сам был лишен. Робин был противоположностью Бэтмена — несмотря на утрату близких, он сохранил оптимизм и даже артистизм, оттеняя все более мрачного и серьезного Брюса.

И несмотря на все разногласия, что были у Бэтмена и его Робинов, они нужны друг другу — поскольку, как и положено у хорошего наставника и хорошего ученика, они учатся и направляют друг друга.

Да, я слегка слукавил — наставник у Бэтмена все-таки был. Точнее не один, а целых пятеро.

Оставим в стороне классическую мантру про «127 видов боевых искусств…» — это полная ерунда. Тем не менее, неоспоримым фактом стало то, что Брюс за годы тренировок овладел приличным количеством как боевых искусств и приемов, так и других навыков: маскировки, управления транспортными средствами, первой помощи, медитации, стрельбы (пусть он и не использует оружие, но стрелять умеет), и так далее.

Кто же были те люди, что помогли Брюсу стать Бэтменом? С течением времени и ребутами они менялись — на данный момент список примерно такой:

  • Кириджи (дебютировал в Batman #431) — мастер боевых искусств, что тренировал Брюса в искусстве ниндзютцу;
  • Генри Дюкард (дебютировал в Detective Comics #599) — опытный наемный убийца, что обучал Брюса выслеживанию жертв;
  • Таддеус Браун (дебютировал в Mister Miracle #1) — оригинальный Мистер Миракл, что обучал и Брюса в искусстве эскапизма.

Это те, что были недавно упомянуты в последних выпусках Detective Comics. До этого в комиксах упоминались:

  • Шаман — во время событий Legend of the Dark Knight #1-5 Бэтмен встретил шамана, что жил на Аляске. Он обучал его азам чтения следов и вылечил от ран при помощи церемониальной маски летучей мыши, что и вдохновила Брюса на выбор костюма;
  • Дэвид Кейн (дебютировал в Batman #567) — еще один наемник, что тренировал Брюса. Также его учеником был не кто иной, как сам Дэдшот. Несмотря на то, что Брюс никогда в полной мере не использовал те умения, он говорил «Знание того, как убить человека, не означает того, что ты должен его убивать»;
  • Тао (дебютировал в Legends of the Dark Knight #52) — воин с Востока, с которым тренировался Бэтмен.

Также ходят упорные слухи о том, что Бэтмен какое-то время тренировался с Лигой убийц и лично Раʼс аль Гулом — в «Бэтмен: Начало», например, это показали.

Тем не менее, со всеми этими тренировками и навыками, Брюс — всего лишь человек. Ему был нужен образ, который внушал бы страх и ужас.

Костюм и образ

Вообще, еще в самом первом комиксе о Бэтмене читателям рассказали, почему Брюс решил выбрать себе такой экстравагантный костюм. Да, то самое Criminals are a superstitious cowardly lot:

«Мышиность» костюма впоследствии оправдывалась тем, что в детстве Брюс очень сильно испугался стаи летучих мышей — и решил обратить тот свой страх в свое оружие.

Если внешне костюм более или менее сохраняет свой первоначальный вид то технологически он, конечно, совершил гигантский рывок за прошедшие десятилетия. Еще в Batman #1 читатели узнали, что между слоями ткани скрыты бронепластины, защищающие Бэтмена от мелкокалиберного оружия. В 80-е годы костюм претерпел значительные изменения — взамен обычной ткани пришел материал, который очень прочен на разрыв, огнеупорен и защищает владельца от ударов тока. В последних вариантах костюма используются самые разные материалы, обеспечивающие владельцу максимальную защиту при сохранении максимальной же подвижности.

Это еще не считая приборов ночного видения, тепловизоров, сонара, прямой связи с Бэт-компьютером, пояса с полезными приспособлениями. Плащ тоже варируется от автора к автору — от простого куска ткани до пуленепробиваемого материала, что по своим характеристикам копирует вингсьют.

Маска Бэтмена скрывала его зрачки так, что были видны только белки его глаз. По замыслу Билла Фингера это должно было придать ему более загадочный и таинственный вид. И сработало! Но в первую очередь его костюм должен создавать жуткий и пугающий образ, благодаря которому ему не будет нужна броня — противник просто не сможет оказать сопротивления.

Кстати о поясе — с ним все тоже не так просто.

Как однажды сам сказал Бэтмен: «На поясе у меня есть все, что нужно в экстренных случаях… кроме денег, чтобы заплатить за еду и напитки!».

Просто это было сказано до появления Бэт-кредитки. А если серьезно, то на поясе Бэтмен действительно носит предметы экстренной необходимости — от отмычек до антидотов и дымовых шашек. Изначально он как раз и использовался для крепления Бэт-троса и слезоточивого газа.

Вообще, попытаться перечислить устройства и предметы, что он там носит невозможно — очень быстро пояс стал этаким «Богом из машины», ибо при желании сценариста там могло храниться все, что угодно и что было необходимо для нужд сюжета. Тем не менее, пояс с инструментами стал еще одной характерной особенностью Бэтмена, которую можно сравнить разве что с колчаном Зеленой стрелы, в котором хранятся разнообразные стрелы.

Итак, враг повержен, справедливость восторжествовала — куда потом отправляется Бэтмен? Верно — в Зал трофеев!

Зал трофеев

Если попытаться вспомнить, у кого из персонажей комиксов есть помещение, в котором хранятся памятные вещи и трофеи с поверженных врагов, то можно зависнуть очень надолго. Трофейный зал впервые появился в Detective Comics #137 в 1948-м году.

Зал очень быстро начал заполняться самыми разнообразными вещами. Перечислим самые знаменитые:

  • Гигантский пенни. Вне конкуренции. Пожалуй, самый знаменитый трофей Бэтмена, который до сих пор появляется в комиксах о нем. Добыл он его в Worldʼs Finest #30 в неравной схватке с преступником по кличке Похититель пенни. Просто он был одержим кражей пенни.
  • Впоследствии, кстати, этот эпизод несколько раз отретконили — то убирая Похитителя пенни и помещая на его место Двуликого, то смешивая обе эти версии. Но лучше всего огромная монета показана в BTAS, в эпизоде «Almost Got ‘Im». Там Двуликий примотал Бэтмена к огромному пенни и решил подбросить его. Монету Брюс в итоге решил оставить себе.
  • Гигантская карта Джокера. Она появилась в Detective Comics #114. Несколько таких карт было разбросано по логовам Джокера — одну из них он даже использовал в огромной ловушке-казино, в которой были еще и гигантские кубики. И пинболл. После победы Бэтмен забрал карту себе.
  • Механический тираннозавр. Это был огромный автоматон, с которым Бэтмен сражался во время посещения тематического парка роботов «Остров динозавров» в Batman #35. Затем несколько раз Брюс использовал его, чтобы отбиваться от незваных гостей.
  • Ну и куча трофеев помельче, вроде оригинальной ледяной пушки мистера Фриза, монеты Харви Дента, костюма Джейсона Тодда или Красного Колпака. Каждый предмет — напоминание, либо хорошее, либо плохое.

Но ведь зал должен быть где-то расположен, верно? Где живут летучие мыши?

Бэт-пещера

Возможно, что не все знают о Зале трофеев — но абсолютно все знают о существовании Бэт-пещеры. Как-то описывать ее или озвучивать ее важность и значимость как для Бэтмена-персонажа, так и для его образа бессмысленно — лучше пробежимся по датам.

Изначально никакой пещеры вообще не было — костюм хранился в шкафу, а Бэтмобиль и Бэткрыло в сарае, к которому был прокопан тоннель.

Затем на замену сараю пришел подземный ангар, и только к Detective Comics #83 появилась полноценная Бэт-пещера — с гаражом, тренажерным залом, сигнализацией и тайным проходом. Туда же впоследствии переехала криминальная лаборатория.

Она постепенно расширялась и модернизировалась — куда же без этого — но не всегда была обиталищем Бэтмена. Несколько раз он покидал пещеру на довольно долгое время — впервые это случилось в ту пору, когда Дик Грейсон поступил в университет и покинул особняк. Брюс решил перебраться с задворок города в самый его центр, переехав жить в пентхаус. Продолжалось это довольно долго — почти десять лет, — до тех пор, пока Темный рыцарь не решил вернуться обратно.

С течением времени пещера приобретала собственную историю — то там обитало племя аборигенов, что поклонялись летучим мышам, то предки Уэйна использовали ее для спасения беглых рабов.

Помимо всего прочего, там хранится огромное количество информации как о врагах Бэтмена, так и о союзниках — на всякий случай. Ведь у Бэтмена всегда есть план, верно?

«Бэтмен готов ко всему»

Вообще, довольно трудно отследить, когда конкретно появилась эту устойчивая максима в головах фанатов. Наиболее очевидный виновник — сюжет Tower of Babel Марка Уэйда 2000 года, суть которого заключалась в следующем: Раʼс аль Гул выкрал планы и наработки Бэтмена по устранению всех членов Лиги в случае, если возникнет такая необходимость, и использовал их же против супергероев. Это вызвало серьезный разлад в команде и неподдельную радость поклонников — ведь Бэтмен воочию показал, что способен навалять всем этим богам и прочим спидстерам.

Хотя, можно копнуть еще глубже — еще в 90-м году Бэтмен заполучил Криптонитовое кольцо, что держал при себе «на всякий случай». Или вообще вспомнить разборку между Брюсом и Кларком в «Возвращении Темного рыцаря». Откуда все это пошло? И почему Бэтмен вдруг превратился в такого жуткого параноика, что он, по мнению некоторых, готов буквально ко всему? Ответ прост — кроссоверы.

Когда в комиксах активно поперли масштабные события с жуткими битвами с инопланетными богами и завоевателями, Бэтмену нужно было как-то приспосабливаться. Чем чаще персонажи ходили друг к другу в гости, тем более отчетливо было заметно то, что Бэтмен — простой человек; и ему нужно что-то посерьезнее, нежели чем бэтаранги или транспорт.

Шаг, в принципе, логичный и оправданный — к тому же, Бэтмен всегда был на пике популярности и просто не мог быть задвинут на второй план своими сверхсоюзниками. Вот только здравая идея превратилась в натуральную паранойю и одержимость — если окинуть взглядом последние комиксы о Бэтмене, становится отчетливо видно, что из детектива и уличного борца с преступностью Бэтмен превратился в какого-то безумного Макиавелли от мира костюмированных героев, бесконечно конструирующего боевых роботов, какие-то звуковые пушки, криптонитовую жвачку (!) и прочие полезные в хозяйстве вещи. Хорошо это или плохо — решать вам. Благо, основные противники Бэтмена не требуют вливания миллиардов долларов в невероятные вундерфавли. Кстати, о них.

Оцените статью
bestgamemobile.ru
Добавить комментарий