Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2013 по делу N А12-29386/2012 <О прекращении производства по делу о признании недействующим постановления УРТ Администрации Волгоградской обл. от 13.05.2009 N 14 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу № А12-29386/2012

Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2013 г.
Полный текст решения изготовлен 25.02.2013 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи: Романова С.П.,
судей: Кулик И.В., Пономарева Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Двояновой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Межрегиональное объединение "Спектр" к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
с участием заинтересованных лиц: ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" (ИНН 7708642054, ОГРН 1077757496530), МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" (ИНН 3448004130, ОГРН 1033401195288), прокуратура Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560), ОАО ИВЦ ЖКХ и ТЭК, департамент финансов администрации Волгограда (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675), департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда (ИНН 3444069673, ОГРН 1023403430082), департамент муниципального имущества г. Волгограда, министерство финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922)
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в заседании:
от заявителя - В.Е.В., доверенность от 23.07.2012 г.
от ответчика - Л.В.Ю., доверенность от 05.07.2012 г.
от заинтересованных лиц: 1. извещен, не явился
2. М.И.Г., доверенность от 03.08.2012 г.
3. М.Н.А.А., служебное удостоверение
4. С.В.К., доверенность от 09.01.2013 г.
5. М.Н.А.Б., доверенность от 28.05.2012 г.
6. К.Т.Н., доверенность от 14.01.2013 г.
7. З.С.И., доверенность от 27.01.2011 г.
8. К.И.А., доверенность от 30.01.2012 г.
Закрытое акционерное общество "Межрегиональное объединение "Спектр" (далее - ЗАО "МОС") в порядке, установленном ст. 192 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 13.05.2009 № 14 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство".
Согласно материалов дела, 15.06.2011 г. закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба" переименовано в закрытое акционерное общество "Межрегиональное объединение "Спектр", которое решением от 12.12.2011 г., вынесенным в рамках дела № А12-3869/2011 г. признано несостоятельным (банкротом).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 08.06.2012 г. № 453 Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области переименовано в министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемый акт вынесен с нарушением положений Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ), постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление Правительства РФ № 520), Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, поскольку решение об утверждении тарифов принято без экспертного исследования, подтверждающего их обоснованность, а также без учета нормативов потребления коммунальных услуг и не соответствует предельным максимальным и (или) минимальным индексам, установленным органом регулирования. В связи с этим указал на несоблюдение при принятии тарифа норм ст. 157 ЖК РФ и Федерального закона № 184-ФЗ от 26.12.2005 г.
Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - Министерство) и представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", прокуратуры Волгоградской области, ОАО ИВЦ ЖКХ и ТЭК, департамента финансов администрации Волгограда, департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, департамента муниципального имущества г. Волгограда, министерство финансов Волгоградской области просят отказать в удовлетворении требований в связи с тем, что заявителем не доказан факт нарушения требований законодательства при установлении тарифов и принятии оспариваемого акта.
Изучив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

Как следует из положений ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ), действующего на момент принятия оспариваемого постановления, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней.
В соответствии с абз. 4 ст. 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
Абзацем 13 статьи 6 Закона № 41-ФЗ предусмотрено, что регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно п. 1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 (далее - Основы ценообразования), они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
В соответствии с действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления Положением об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.09.2008 г. № 1308 "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" Управление как орган исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов, устанавливало на территории Волгоградской области тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (п. 2.5).
Как следует из материалов дела и отзыва представителя, в Управление была представлена заявка МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" (вх. № 02/1451 от 17.04.2009) для установления тарифа на вырабатываемую тепловую энергию для потребителей с 01.05.2009 г.
На основании перечисленных нормативных правовых актов Управление оспариваемым постановлением от 13.05.2009 № 14, опубликованным впоследствии в газете "Волгоградская правда" от 20.05.2009 г. № 89, установило тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство".
Из материалов дела и экспертного заключения следует, что к заявке были приобщены необходимые документы, сформированные в соответствии с Основами ценообразования, п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и пояснительная записка общества.
Судом принято во внимание, что Закон № 210-ФЗ и Постановление Правительства РФ № 520, регулирующие отношения в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, при установлении тарифов и принятии постановления от 13.05.2009 № 14 не применялись, в связи с чем, не могли быть нарушены Управлением.
Кроме того, из оспариваемого постановления, экспертного заключения следует, что Управлением были утверждены именно те тарифы, которые были указаны в заявке предприятия как экономически обоснованные, с учетом требований приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и приказа ФСТ России от 08.04.2005 г. № 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)".
Не подтверждены документально и сведения об экономически обоснованных затратах и суммах необходимой валовой выручки, приведенные в заявлении об уточнении требований в подтверждение понесенных затрат (т. 1 л.д. 81 - 88), а также довод о том, каким образом факт принятия оспариваемого постановления с 01.06.2009 г. и отмены в связи с этим постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 25.12.2008 г. № 45/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" мог являться причиной и основанием для передачи платежей от указанного коммунального оператора в пользу МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" за оказанные в период с января по апрель 2009 г. услуги.
При этом, из текстов указанных постановлений следует, что утвержденные ими тарифы остались неизменными.
В случае, если бы указанное имело место в действительности, заявление и уточнение не содержат сведений, а также доказательств, подтверждающих факт нарушения указанными действиями прав заявителя, в том числе, убытков от указанных действий, а также их размера.
Отсутствие в связи с указанными обстоятельствами и принятия оспариваемого постановления убытков у ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" подтверждено и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-10766/2010.
Суд считает несостоятельной ссылку заявителя на постановление Президиума ВАС РФ № 12552/10, поскольку согласно приказа ФСТ России от 08.04.2005 г. № 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", действующей в редакции на момент принятия оспариваемого постановления, при утверждении тарифа на тепловую энергию, НДС в его стоимость включению не подлежал.
Таким образом, заявитель в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не доказал факт ущемления оспариваемым актом его прав и законных интересов, а также нарушение положений законодательства при его принятии.
В силу ст. ст. 191, 192 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Информационное письмо № 80), если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 г. № 182-О, суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, прекращение производства по делу по основаниям, перечисленным в п. 6 Информационного письма № 80, возможно только при условии, что оспариваемые нормативные акты не нарушают прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами. Во всяком случае, в судебном акте должна быть оценка законности нормативного правового акта.
В рамках настоящего дела судом установлено, что на момент рассмотрения дела оспариваемый акт признан утратившим силу в связи с принятием с 01.01.2010 г. постановления УРТ Администрации Волгоградской области от 23.12.2009 г. № 41/8 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" и на момент обращения заявителя в суд не действовал около трех лет.
Вместе с тем, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд проверив законность принятого постановления нарушений, касающихся порядка его принятия, а также прав заявителя не установил.
В связи с этим, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. 151 АПК РФ, арбитражный суд,

определил:

Производство по заявлению закрытого акционерного общества "Межрегиональное объединение "Спектр" о признании незаконным и недействующим с момента принятия постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 13.05.2009 № 14 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" прекратить по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.П.РОМАНОВ

Судьи
И.В.КУЛИК
Е.В.ПОНОМАРЕВА


------------------------------------------------------------------